ЧУДО-МАШИНОЙ XXI века назвали самолет-амфибию Бе-200 на пятом Международном авиационно-космическом салоне в подмосковном Жуковском - "МАКС-2001". Уникальный многоцелевой самолет создан на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева (ТАНКТ).
"Это российская ниша в мировой авиации", - так оцениваются перспективы Бе-200. "Аналогов у самолета-амфибии нет, - говорит Геннадий Панатов, генеральный директор ТАНКТ им. Бериева, генеральный конструктор, доктор технических наук. - От лесных пожаров в мире ежегодно теряются сотни миллиардов долларов, в том числе и в России. Так вот, наш Бе-200 - самое эффективное средство для пожаротушения, более эффективного в мире просто нет. За считанные минуты "бешка" вбирает в свои баки 12 тонн воды, а сбрасывает туда, где бушует пламя, по любой программе, в том числе и "залпом". За одну заправку топлива машина способна сбрасывать 360 тонн воды. А еще амфибия может работать спасателем, доставлять бригады медиков в самые труднодоступные места, вести экологический мониторинг, патрулировать леса и водоемы┘"
Геннадий Панатов в разговоре с журналистами всегда просит назвать тех, кто задолго до первого полета изготавливал впервые каждую деталь, узел, агрегат, - коллектив Иркутского авиационного объединения, который сумел пойти на риск. Это было нелегко сделать, тем более когда завод худо-бедно существует и не растерял оборотные средства, производственный потенциал (здесь собирают знаменитые боевые машины Су-27). Решающую роль при этом сыграл генеральный директор предприятия Геннадий Горбунов (из-за тяжелой болезни оставивший работу). Будучи в Таганроге, он посмотрел проект и сказал всего четыре слова: "Самолет понравился - будем делать". Таким образом, в реальность проекта Бе-200 из многих заводов, куда обращались бериевцы (Ульяновск, Воронеж, Саратов), поверил только Иркутск. Рассказывают, что, когда здесь впервые поднялся в воздух самолет-амфибия, седые заводчане не стеснялись слез.
На предприятии им. Бериева не скрывают, что создавать амфибию было нелегко. Из госбюджета, хотя формально были правительственные решения, некогда имеющие силу закона, денег не дали. Но зато предоставили полную свободу: "конструируйте", "ставьте на крыло" что хотите.
"Сегодня, - заметил Панатов, - наше предприятие чуть ли не единственная российская фирма, которая не просит на Западе денег, а расплачивается валютой с зарубежными партнерами за выполненную работу. С американцами - за разработку корпуса, с англичанами - за высочайшего уровня интерьер салона и т.д. И это при том, что, повторюсь, на разработку и производство Бе-200, хотя проект и был вписан строкой в федеральном бюджете, от правительства денег не поступило. Даже взлет не профинансировали".
Пришлось под проект самолета-амфибии создать совместное предприятие БЕТАИР, учредителями которого стали кроме бериевского КБ Иркутское авиационное производственное объединение, Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк Украины и швейцарская компания ILTA Trade Finanse SA.
Бериевцам удалось "встать на крыло" и благодаря постоянной поддержке областных властей. Например, в прошлом году было заключено с предприятием трехстороннее соглашение, предусматривающее ряд льгот по налогам, в том числе на имущество. Область также включила этот единственный в стране комплекс по строительству гидроавиационной техники в свою инвестиционную программу. Постоянно способствует работе и получение средств из федерального бюджета по программе гражданской авиации.
┘Чудо-машина Бе-200 успешно прошла летные испытания. Спрос на амфибию уже сейчас огромный. Идет масса факсов из Америки, Европы. Горят леса в Португалии и в 6 регионах Алжира. И, конечно, самолет ждут в нашем МЧС: на семь Бе-200 уже заключен договор, подкрепленный деньгами.
Таганрог