НАД САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ нависла угроза затопления, и, хотя об этом говорят негромко и немного, угроза эта реальна, поскольку стихию не обманешь и решением администрации не отложишь. "В начале XXI века Санкт-Петербург, - утверждает губернатор Северной столицы Владимир Яковлев, - по экспертным оценкам, ожидают крупнейшие за всю историю города наводнения. И если мы не предпримем сейчас все меры, то затраты на ликвидацию последствий наводнений будут несопоставимы с тем объемом работ, которые нам надо провести в оставшиеся годы". Тут Владимир Яковлев имел в виду строительство комплекса защитных сооружений в Финском заливе, то есть многострадальной дамбы. По его словам, дамбу можно и нужно достроить за три года, желательно к 300-летию Петербурга. Завершение проекта, считает губернатор, возможно в случае, если правительство России примет конкретные решения по поручению, подписанному Владимиром Путиным. По расчетам губернатора, федеральная власть должна выделить на достройку дамбы 800 млн. долларов.
Аргументы в пользу немедленной достройки защитных сооружений предельно просты. Это рекордный подъем воды в 1924 году на 4 м 20 см. Тогда под водой оказались первые этажи зданий на намывных территориях юго-запада и Новой деревни, Комендантский аэродром и Васильевский остров, а главное - большая часть исторического центра Санкт-Петербурга, ныне находящегося под охраной ЮНЕСКО. Перспективы же могут оказаться еще более мрачными. Дело в том, что с 1996 года наш регион вступил в такой период, когда граница между теплыми и холодными массами воздуха, вдоль которой и образуются циклоны, рождающие длинные волны, проходит через Санкт-Петербург. Так что вероятность катастрофического наводнения довольно велика, но точно вычислить, когда оно случится, практически невозможно, поскольку в природе действует много входящих факторов. Если же пойдет динамичный циклон по самой неблагоприятной траектории (под северным берегом Финского залива), то, по расчетам ученых, подъем воды может достичь отметки 5,4 м, а это на метр с лишним выше, чем в критическом 1924 году.
Корреспондент "НГ", побывав на самой плотине, попросил прокомментировать ситуацию главного инженера проекта "Комплекса защитных сооружений" Сергея Кураева, который привел цифры остатка основных объемов работ. Сметная стоимость на достройку защитных сооружений, по его словам, 20 млрд. руб. Поскольку финансирование строительства защитных сооружений пока идет только за счет федерального бюджета, то город может ежегодно рассчитывать лишь на 10-ю часть необходимого, то есть на 2 млрд. руб. вместо 20.
На вопрос о том, насколько реальны сроки окончания работ по дамбе, определенные губернатором Яковлевым в 3 года, а Госстроем - 5 лет, Сергей Кураев пояснил, что "год нужен на достройку южного судопропускного сооружения; 2 года - на разборку перемычек и дноуглубление, год - на перекрытие прорана, 2 года на консолидацию, то есть уплотнение слабых грунтов основания. То есть 6 лет - это четко завязанный технологический цикл, плюс еще 2 года - на полное завершение работ: отделку, сдачу объекта Госкомиссии и т.д. В итоге получается 8 лет, но никак не три года. Правда, нас почему-то о сроках не спрашивают, сверху появляются волевые и невыполнимые решения, хотя я писал официальное письмо, в частности, по срокам окончания строительства и в Госстрой, и в Минэкономразвития, и губернатору Петербурга".
При этом, как объяснил Кураев, сроки определяются технологической последовательностью работ. Это, как 9 женщин, которые не смогут за один месяц родить ребенка. Так и здесь, грунты основания за счет дренажных работ должны укрепиться, консолидироваться, только после этого можно работать дальше.
Между тем для завершения работ по дамбе Россия намерена просить кредит в размере 210 млн. долл. у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Средства ЕБРР позволят ввести в строй судо- и водопропускные сооружения. В целом же степень готовности объекта - 60%. Нынешний государственный заказчик строительства - Госстрой России - планирует завершить его к 2006 году. При этом доля бюджетного финансирования будет минимальной - не более 1,7-2 млрд. руб. Кроме кредита ЕБРР планируется привлечь средства инвесторов. Взамен они получат право соорудить здесь морские погрузоразгрузочные терминалы. Дамба будет разделена на 8-12 лотов, которые будут выставлены на тендер осенью этого года. Таким образом, дамба становится еще и коммерческим проектом.
Новый государственный заказчик строительства дамбы - Госстрой РФ - гарант завершения строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) и целевого использования государственных средств. До этого государственным заказчиком КЗС выступала администрация Петербурга, считавшая, что объект федеральной значимости должен финансироваться на средства федерального бюджета. Но государство оказалось не в состоянии потянуть такую стройку, хотя в объект уже вложено 30 млрд. рублей.
Между тем на сегодняшний день в адрес строителей поступило всего лишь 210 млн. руб. бюджетных средств. Неудивительно, что работы на комплексе специалисты характеризуют как "вялотекущие".
Очевидно, что громкие заявления о необходимости спасать Северную столицу и прожектерские, не отвечающие технологии и реальности сроки окончания строительства защитной дамбы никак не согласуются с тем, что на самом деле происходит на этом объекте. Пока чиновники в Москве и Питере выясняют, кто и как будет финансировать стройку, драгоценное для сохранения Питера время уходит.
Санкт-Петербург