0
2378
Газета Регионы России Интернет-версия

28.07.2001 00:00:00

Обреченные мощности

Тэги: рыбинские моторы, шелгунов


- Я ПОХОЖ на кляузника? - Мой собеседник пятидесятилетний инженер-авиастроитель Валерий Шелгунов смотрит на меня в упор, не мигая. Я немного знаю об этом человеке: в недалеком прошлом генеральный директор ОАО "Рыбинские моторы" после громкого скандала покинул предприятие, устроился на Внуковский авиационно-ремонтный завод... Седой "ежик", умные глаза. Руки технаря-работяги. Этот человек располагает к себе, но подробностей его биографии я не знаю, поэтому заданный "в лоб" вопрос застает меня врасплох. Мне ничего не остается, как пожать плечами и выслушать его непростой монолог.

"БЫЛА У ЗАЙЦА ИЗБУШКА ЛУБЯНАЯ..."

- Помните русскую сказку про избушку ледяную и избушку лубяную? Как лиса упросила зайца обогреть и приютить, а потом этого зайца из его же жилья и выжила. Вот что-то очень похожее со мной в свое время и случилось. В 1995 году я стал генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы". Тогда российские предприятия выживали, как могли. И у нас дела неблестяще шли. Конверсия, инфляция, чехарда с госзаказами, безумные цены на сырье и энергоносители. Вопрос ребром стоял: быть предприятию или не быть? Нас уже даже банкротами объявили. Чтобы уникальное производство сохранить, надо было создать консолидированный пакет акций. Для этого решили организовать закрытое акционерное общество "ТДИ". Занимались этим, кроме меня - генерального директора, еще генеральный конструктор "Рыбинских моторов" Александр Новиков и директор ярославского ЗАО "Техноком" Юрий Ласточкин. Последний накануне нам в организации выборов генерального директора "Рыбинских моторов" помогал - в качестве менеджера. На первых порах мы ему доверяли. Зря, как потом оказалось. Ласточкин сразу "одеяло на себя тянуть" начал. Для этого он вместо ЗАО "ТДИ" вопреки всем договоренностям зарегистрировал в Ярославле одноименное ОАО. В итоге получил возможность бесконтрольно скупать и перепродавать акции "Рыбинских моторов". Теперь наши акции стали продавать "на сторону". Позднее я понял, что эти акции скупались подконтрольными Юрию Ласточнику фирмами.

В начале 1997 года Юрий Ласточкин фактически по моей рекомендации стал директором по экономике и финансам ОАО "Рыбинские моторы". В августе того же года я как генеральный директор "Рыбинских моторов" потребовал от исполнительного директора ОАО "ТДИ" Олега Зайнулина (приятеля, компаньона и ставленника Юрия Ласточкина) отчета о деятельности и финансовом состоянии возглавляемого им акционерного общества. Ответ получил более чем странный. Уже 2 сентября я был снят с должности. Такое решение принял совет директоров, к тому времени превратившийся в руках Юрия Ласточкина в послушный инструмент. Стоит ли удивляться, что именно последний стал вскоре генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы". Ранее занимаемая Ласточкиным должность заместителя по экономике и финансам перешла к его близкому сподвижнику (также совладельцу фирмы "Техноком") Валерию Жигалову. Вскоре из старой команды в руководстве ОАО "Рыбинские моторы" не осталось никого. Все ключевые посты оказались занятыми ставленниками Юрия Ласточника - в основном выходцами из ЗАО "Техноком". Мои попытки искать справедливости в судах и правоохранительных органах пока успехом не увенчались. Более того, против меня было сфабриковано уголовное дело по части 2 статьи 129 УК РФ (клевета)...

Я слушал говорившего, не перебивая, но без особого интереса. Подумаешь, "молодые хищники от бизнеса", некогда приглашенные руководителем предприятия на работу, освоившись, что называется, "съели" своего добродетеля. Ситуация для российской действительности типичная. Ссылки на "трудности переходного периода" здесь неубедительны, взывания к морали - наивны. Словом, обычное дело? Если бы все было так просто...

"ТУРБИНА ИЗ-ПОД ПОЛЫ"

Получалось, что осенью 1997 года Валерий Шелгунов потерял почти все: власть, хорошо оплачиваемую работу, положение в обществе. Оставалось желание восстановить справедливость и доказать свою способность постоять за себя. Впрочем, не в одном только честолюбии здесь дело.

- За коллектив обидно, на предприятии теперь новые порядки, там теперь такое началось, - продолжал собеседник. - На "Рыбинских моторах" народ увольняют. Понятно, что дело здесь не в претензиях к уровню квалификации: в первую очередь от неугодных избавляются, от тех, кто методы и принципы нового начальства не разделяет. Люди на подобный прессинг очень своеобразно реагируют - сейчас на предприятии махровым цветом хищения расцвели. Тут речь не о рядовых "несунах" идет - здесь явление масштабное, тщательно спланированное и умело организованное. С "Рыбинских моторов" нынче не просто сырье для "вторцветмета" воруют - отсюда "налево" уходят запчасти для авиадвигателей. Потом они через посредников сбываются по подпольным каналам в авиационно-ремонтные предприятия. Кто-то на этих операциях немалые деньги зарабатывает. Только не это главное. Главное, что среди ворованных деталей иногда бракованные попадаются, - отсюда, понятно, до аварии - один шаг...

Говоривший ни в чем красок не сгущал. Только в этом году с ОАО "Рыбинские моторы" уволены уже около тысячи человек, планируется увольнение еще более трех тысяч. Подробных комментариев по этой животрепещущей теме получить невозможно. Нынешняя администрация "Рыбинских моторов" нюансы "сокращательных процессов" держит в глубокой тайне. Все вопросы по этой теме блокируются расхожим: "реконструкция", "реорганизация" и т.д. Людям, отдавшим предприятию десять-двадцать (как правило, лучших) лет жизни, от этого не легче.

Что же касается проблемы хищений - здесь все серьезнее. Не раз за последние годы правоохранительные органы выявляли на "Рыбинских моторах" случаи хищения комплектующих авиадвигателей (турбин, лопаток и т.д.). Разумеется, в большинстве своем сбываемые "налево" запчасти ОТК не проходили, соответственно могли оказаться бракованными, что, в свою очередь, могло обернуться авариями самолетов с человеческими жертвами. Именно эксплуатацией похищенных с "Рыбинских моторов" некондиционных узлов независимые эксперты пытались некогда объяснить недавнюю катастрофу "Ил-76", летевшего из Китая, и некоторые другие аварии отечественных самолетов. Подобные предположения ни разу не были доказаны окончательно, как и никогда не были окончательно опровергнуты. Скандалы на подобные темы, похоже, всякий раз заминали.

Попытка получить более подробную информацию о нынешней ситуации с организованными "несунами" на "Рыбинских моторах" успехом не увенчалась. В отделе общественных связей было заявлено, что в появлении публикаций на подобную тему предприятие не заинтересовано. Городской прокурор Михаил Назаров отделался обтекаемой фразой: "Все факты, что выявляются, от учета и регистрации не уходят". Правда, документы на эту самую тему представить категорически отказался. Начальник следственного управления УВД Рыбинска Владимир Лещев почти искренне погоревал, что сам подробностей подобных дел не помнит. Он же сообщил, что человек, некогда курировавший эту работу (Михаил Солнцев), перешел на работу в суд. Владимир Семенович порекомендовал обратиться за фактами и подробностями в администрацию самих "Рыбинских моторов", откуда все в принципе и начиналось. Круг замкнулся?

Между тем условия для масштабных хищений на ОАО "Рыбинские моторы" созданы, похоже, самими "Рыбинскими моторами".

- На сегодняшний день, - продолжает Валерий Иванович, - ситуация такова, что предприятие со своими партнерами связано договорными условиями. Условия, по сути, кабальные. Там и предоплата, и монополия, и многое другое. В итоге предприятиям-партнерам продукция "Рыбинских моторов" влетает в копеечку. Понятно, если в подобной ситуации кто-то начинает предлагать те же самые детали по более дешевым ценам, соблазн их приобрести велик. Как-никак экономия, позволяющая выжить в условиях бизнеса, диктуемых монополистами.

"ГРИНПИС" ПО ЛАСТОЧКИНУ ПЛАЧЕТ

Масштабные хищения деталей и узлов - далеко не единственная проблема, вредящая имиджу ОАО "Рыбинские моторы". На сегодняшний день у предприятия сложились, мягко сказать, непростые отношения с экологами. В официальных интервью и отчетах руководители с завидным постоянством заявляют, что никаких проблем здесь нет, что отношения "Рыбинских моторов" с окружающей средой самые доброжелательные и обоюдно теплые. Увы, подобная оценка истинному положению дел мало соответствует.

Весной этого года Ярославская природоохранная прокуратура проводила специальную проверку по факту вырубки деревьев предприятием на территории парковой зоны по проспекту Ленина в Рыбинске. Оказывается, подобные работы производились без всяких согласований с МП "Горзеленхоз" и прочими обязательными в подобном случае организациями. Ярославской природоохранной прокуратурой было возбуждено дело об административном правонарушении и подготовлен иск о взыскании материального ущерба по восстановительной стоимости за самовольно спиленные деревья.

Разумеется, подобный факт на фоне масштабной деятельности "Рыбинских моторов" - сущий пустяк, но... Для всех жителей и гостей Рыбинска происходящее за стенами корпусов "Рыбинских моторов" - величайшая (производственная, оборонная, коммерческая, корпоративная и т.д.) тайна. Это что-то мифическое и эфемерное. А вот красавцы тополя, клены, березы и ясени - явление вполне реальное. Росчерк пера ретивого распорядителя - и деревьев не стало. Разумеется, подобный факт моментально стал поводом для слухов: для руководителей "Рыбинских моторов" закон не писан - что хотят, то и творят.

Аналогичную позицию руководство ОАО "Рыбинские моторы" заняло и в отношении собственного полигона промышленных отходов, расположенного в районе деревни Глушицы. Этот полигон давно исчерпал свои возможности и превратился в опасный источник загрязнения окружающей среды.

Не прибавил авторитета "Рыбинским моторам" и недавний случай возбуждения прокуратурой Ярославской области уголовного дела против предприятия по статье 250 ч.1 УК Российской Федерации (загрязнение вод). Поводом для этого явился сброс "Рыбинскими моторами" большого количества нефтепродуктов в Волгу с серьезнейшими экологическими последствиями. Работники природоохранной прокуратуры тогда оценили нанесенный ущерб окружающей среде в 80 тыс. руб. Вроде бы и конкретные виновники этого "ЧП" были определены. Вот только, похоже, и эта история была замята. Во всяком случае, сегодня ни о действиях природоохранной прокуратуры, ни о мерах наказания виновных в этом происшествии в Рыбинске никто не слыхал. Соответственно и тезис о том, что "Рыбинским моторам" "закон не писан", в сознании местных обывателей еще более укрепился. Правда, по поводу последнего у моего собеседника, бывшего генерального директора ОАО "Рыбинские моторы" Валерия Шелгунова, особенное мнение.

КТО В ГОРОДЕ ХОЗЯИН?

- Вы зря время на встречи с работниками правоохранительных органов тратите. Бесполезное это дело. Вы что думаете, они закону подчиняются? Святая наивность! Они все под Ласточкиным давным-давно. Как, впрочем, и городская власть, большинство местных СМИ. Весь город Ласточкин под себя подмял...

Последняя фраза резанула слух, однако, как позднее выяснилось, и здесь мой собеседник не погрешил против истины. Кто в городе хозяин, рыбинцы особенно остро почувствовали во время прошлогодних весенних выборов местной власти, когда, если верить прессе, генеральный директор ОАО "Рыбинские моторы" не раз давал понять, что выборы - не что иное, как некая формальность, и мэр, и едва ли не губернатор будут избираться в его кабинете. Тогда в качестве кандидата на должность мэра Рыбинска "Моторы" выдвигали своего человека - Галину Васильеву. Незадолго до финала выборов Юрий Ласточкин выступил с жестким, отдающим шантажом ультиматумом: либо команда соперника Галины Васильевой прекращает всякую ее критику, либо градообразующее предприятие ОАО "Рыбинские моторы" прекращает платить налоги. Короче, поддержите нашего кандидата, или все бюджетники без денег останутся.

Выборы "кандидат от Ласточкина" все-таки проиграла (не поддался рыбинский электорат посулам и обещаниям), но сам генеральный директор ОАО "Рыбинские моторы" в их ходе заметно умножил свой авторитет. Последнему способствовали и общеизвестные "теплые" отношения Юрия Ласточкина с руководством городских правоохранительных органов. Ни для кого в городе не секрет, что генеральный директор "Рыбинских моторов" на сегодняшний день является едва ли не главным спонсором городской милиции. Уже упомянутый начальник следственного управления Владимир Лещев подтвердил, что немалая часть транспорта и необходимого милицейского оборудования была в свое время приобретена на "моторовские" деньги. Прямо ли, косвенно, но со знаком "плюс" на авторитет Юрия Ласточкина работает и нехитрая, лежащая на поверхности схема существующих в Рыбинске межличностных отношений. Схема простая, но, как доказывает жизнь, весьма действенная. Вот только ее малая часть. Общеизвестно, что начальник УВД Рыбинска Киселев А.А. - близкий друг генерального директора ОАО "Рыбинские моторы". Заместитель прокурора города - жена А.А. Киселева. Брат того же Киселева руководит одним из подразделений УВД Рыбинска. Жена брата Киселева - федеральный судья Рыбинского городского суда. Кроме того, жена прокурора Рыбинска Михаила Назарова работает на ОАО "Рыбинские моторы", которым руководит уже известный нам Юрий Ласточкин. Еще один круг замкнулся?

На какую же объективность может в этой ситуации рассчитывать работник тех же самых "Рыбинских моторов", случись у него серьезный конфликт с начальством? Будто читая мои мысли, Валерий Иванович продолжал:

- Мне эту стену пробить очень трудно, только не во мне лично дело... За "Рыбинские моторы" обидно. Они по большому счету сегодня обречены...

"ДУТЫЕ" МОЩНОСТИ

За безжалостным приговором, вынесенным ОАО "Рыбинские моторы" его бывшим руководителем, не только эмоции и уязвленное самолюбие. За ним - экономические выкладки и документы. Главный, ребром стоящий для предприятия вопрос: как жить дальше? Большие надежды возлагают на заказ по производству двигателя ПС-90А, производимого до недавнего прошлого главным конкурентом рыбинцев - ОАО "Пермские моторы". По сути, это альтернативное производство пермской продукции на рыбинской площадке. В государственной собственности, на которую рыбинцы могут рассчитывать, разработки этого двигателя находятся в той стадии, что существовала в 1986 году. Эта стадия - "нелетающий полуфабрикат", производство которого на поток поставить невозможно. "На крыло" этот двигатель был поставлен лишь семь лет спустя. Документация и прочие вещи, позволяющие превращать полуфабрикат в полноценное изделие, по-прежнему находятся в собственности ОАО "Пермские моторы". Разумеется, делиться "подобным" капиталом пермяки с рыбинцами не собираются.

Большие надежды возлагает нынешнее руководство "Рыбинских моторов" на грядущее слияние предприятия со столичным КБ - ОАО "А.Люлька-Сатурн". Расчет прост: в случае слияния двух предприятий общий актив повышается, соответственно запас прочности и непотопляемости значительно возрастает. Однако подобная перспектива не столь безоблачна. Независимые аналитики уже прогнозируют, что в случае слияния ОАО "Рыбинские моторы" с КБ - ОАО "А.Люлька-Сатурн" налоги скорее всего пойдут в Москву. Рыбинск в данном случае будет приговорен остаться на голодном пайке. Очень может быть, что перевод денежных потоков подальше от города и предприятия как раз и является главной целью подобного слияния. С учетом стремительно приближающихся губернаторских выборов, на которых у Ласточкина будет свой интерес, это выглядит вполне логично.

Похоже, что "выборные" и прочие политические интересы для Юрия Ласточкина сегодня куда важнее проблем производства, которое в последнее время рассматривается им скорее как источник средств для выборов. Плоды "остаточного принципа" в отношении к производству лежат на поверхности. Производство снегохода "Тайга", о котором недавно неустанно трубили ангажированные СМИ, под большим вопросом. За последний год продано всего около десятка машин. Специалисты склонны оценивать подобную модель снегохода как безнадежно устаревшую и для российских условий малополезную. Серьезные претензии есть и к газотурбинным установкам. В их производстве рыбинцы, похоже, навсегда отстали от своих главных конкурентов - пермяков. Ведь продукция рыбинцев имеет ресурс всего 3 тыс. часов, тогда как пермские изделия - до 40 тыс.

Много говорилось и писалось в свое время о якобы возможном производстве в Рыбинске сверхсовременного двигателя АЛ-41. Проект хороший, но вероятность того, что он "заработает", невелика. Чтобы двигатель был сертифицирован и передан в производство, нашему многострадальному отечеству надо найти 500 млн. долл. Сумма нешуточная!

Не все гладко и с таким традиционным для "Рыбинских моторов" видом работ, как ремонт двигателей. Сейчас здесь делается ежемесячно 30 ремонтов. Внуковский авиационно-ремонтный завод делает 11 таких ремонтов. Однако есть существенное "но": на ОАО "Рыбинские моторы" трудятся около 8 тыс. работающих, на предприятии во Внуково - всего 500. В чью пользу подобное сравнение - объяснять не приходится.

В качестве победной реляции была недавно озвучена якобы положительная динамика "Рыбинских моторов" по главным технико-экономическим показателям. При этом подчеркивалось, что объем производства по сравнению с прошлым годом увеличился на 17,5% при росте зарплаты в 1,8 раза. Аналитики признали эту "цифирь" манипуляцией. Оказывается, на самом деле объем производства здесь падает, приведенная цифра является ценовым выражением. Трюк известный. Когда цены на услуги и товары моторостроителей выросли, объем в ценах также представлялся подросшим. Что же касается конкретно заработной платы на "Рыбинских моторах", то еще совсем недавно пресса сообщала, что ее здесь целых два месяца вовсе не платили. Впечатляет и долг предприятия в бюджет, составляющий 140 млн. руб. Цифры говорят сами за себя.

***

- Я похож на кляузника? - повторяет заданный вопрос мой собеседник, бывший генеральный директор ОАО "Рыбинские моторы" Валерий Шелгунов. Я нисколько не сомневаюсь, как ответить на этот вопрос.

Москва-Рыбинск-Ярославль-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости