СРАВНИТЕЛЬНО молодой руководитель Карелии Сергей Катанандов, которому президент России Владимир Путин поручил разработать доклад Госсовета по образованию, похоже, не получит за эту работу политических дивидендов. Бывший строитель и недавний мэр города Петрозаводска сегодня, по свидетельству информированных источников из его окружения, оказался в затруднительном положении. Желание выполнить поручение главы государства у него есть, да вот возможности и, вероятно, опыта недостаточно.
А ситуация банально проста и обыденна для российской действительности. Создание порученного ему документа слишком жестко контролируется администрацией президента. Неопытный в столичных коридорах Катанандов (чуть более года варящийся в высших политических структурах) вынужден опираться на чиновников как своего, так и президентского аппаратов. Более того, как сообщил источник в администрации, Министерство образования РФ практически игнорирует поручения Катанандова и его карельских советников, не предоставляя им даже статистических данных по интересующей теме.
То, что между правительством и рабочей группой Госсовета существуют противоречия по взглядам на реформу образования, ни для кого не секрет. Само по себе это обстоятельство затрудняло деятельность рабочей группы Госсовета. С самого начала было очевидно, что малочисленной и неавторитетной в кругах соответствующих специалистов группе карельского президента будет трудно конкурировать с противостоящей им позицией правительства РФ. Так оно и вышло.
Разработанный группой Госсовета документ получился чрезвычайно раздутым, тяжелым (в прямом и переносном смысле). Наконец, он оказался чисто декларативным и во многом обтекаемым. Да и чего следовало ожидать в итоге от согласования непримиримых позиций коммунистов из думского комитета по образованию и консервативного руководства Российского союза ректоров и либералов-реформаторов? Получилось, что вместо целостной самостоятельной концепции группа Госсовета создала согласительный документ, который должен был удовлетворить крыловских "лебедя, рака и щуку". По оценкам специалистов, из документа практически ушло содержательное наполнение. "Ситуация очень непростая. Еще одного "издания" обещаний учителя не выдержат, их просто стошнит", - заявил в откровенной беседе корреспонденту "НГ" один из членов рабочей группы президента Карелии Сергея Катанандова.
В то же время в отличие от Катанандова министр образования РФ Владимир Филиппов чувствует себя уверенно. Благодаря весомой поддержке реформаторского блока правительства бюджет образования третий год подряд возрастает в полтора раза. В 2001 г. вузы и техникумы впервые получили деньги на обновление библиотек, учебную практику, началась масштабная закупка нового оборудования. Правительство РФ выпустило постановление, делящее стипендиальный фонд на стипендии академические (отличникам) и социальные (бедным). Теперь хорошо успевающий студент из малодоходной семьи может рассчитывать на 600-800 руб. в месяц, что реально позволит ему выжить.
Первый эксперимент по единому экзамену прошел в шести регионах без каких-либо громких эксцессов. Все это создает благоприятный фон для назревшего реформирования отрасли.
Пожалуй, единственным поводом для недовольства работников образования служит по-прежнему нищенская учительская зарплата. В большинстве регионов она не дотягивает до прожиточного минимума. Но и на это у Филиппова (и стоящего за ним Германа Грефа) есть ответ: пока не будет проведена коренная реформа финансирования школ и вузов, зарплату учителям можно повышать только вместе со всеми остальными бюджетниками. А это 30 млн. человек (против 1,5 млн. преподавателей). Ожидаемое в начале 2002 г. масштабное повышение зарплаты бюджетникам должно, по мысли реформаторов от правительства РФ, успокоить учительскую среду.
Петрозаводск