ЛЕЧИТЬСЯ не на что, лечиться не у кого - за последнее десятилетие такие жалобы слышатся все чаще. Действительно, бесплатная медицина сохранилась как миф. Врачей в поликлиниках, особенно в маленьких городах, тем более в сельской местности, не хватает. Это, так сказать, общее рассуждение. Между тем 41-ю статью Конституции, по которой все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь, никто не отменял. Другое дело, что бесплатно должна предоставляться далеко не всякая медицинская помощь. И тут обнаруживается полное неравенство жителей разных регионов: в одних местах лечат, пожалуй, совсем неплохо, и лекарства льготным категориям дают, в других - приходится приносить в больницу чуть ли не йод и самим покупать рентгеновскую пленку, в третьих - и идти-то не к кому, специалистов нет.
Когда регионы после памятного заявления Бориса Ельцина брали столько суверенитета, сколько могли, они взяли в том числе и суверенитет в отношении здравоохранения. Теперь медицина финансируется на 20% из федерального бюджета и на 80% - из местных. И если в 2000-2001 годах из федерального бюджета средства поступают полностью, то региональное финансирование в большой мере зависит от воли и желания губернаторов. Отсюда и различия в том, как лечат рядовых граждан одной страны. Министерство здравоохранения не может не тревожить такое положение: как-никак с него главный спрос. Но власти у Минздрава нынче немного. Ведь существует три уровня здравоохранения: федеральное, региональное и муниципальное. Федеральное законодательство недостаточно четко регламентирует права и обязанности сторон. Регионы не очень-то слушаются Москву, а муниципальное здравоохранение (городские и районные больницы и поликлиники) - субъектов Федерации.
Чтобы воздействовать на ситуацию и напомнить местным начальникам об их обязанности обеспечивать государственные гарантии медицинской помощи, разработаны соглашения между Минздравом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Фондом обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения, от которого, несмотря на сокращение властных функций, по-прежнему немало зависит, оказывает помощь в реализации федеральных целевых программ ("Сахарный диабет", "Анти-ВИЧ-СПИД", "Туберкулез", "Вакцинопрофилактика", "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды") централизованными поставками медицинского оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения, обеспечивает консультации и лечение граждан в учреждениях здравоохранения федерального подчинения. Кроме того, за счет федерального бюджета организуется подготовка врачей-специалистов для этого региона. Все это, казалось бы, должно делаться без всякого соглашения, но реально (в зависимости от умения найти подход, от энергии, от связей) кому-то удается "выбить" все, что полагается, кому-то - не все, а кому-то - почти ничего. Заключив договор, регион получает гарантию на поставку того, что в нем определено.
Другая сторона - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Как сказано в типовом соглашении, он берет на себя обязательства по выравниванию финансовых условий деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования и контролирует целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования.
Третья сторона соглашения - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. От их позиции и возможностей во многом зависит положение со здравоохранением в регионе. Понимают они стратегическую важность этого, делают взносы за неработающее население, находят средства на медикаменты, на доплаты медицинским работникам - ситуация приемлемая, не платят ничего - и медицинская помощь сводится к нулю. В Красноярском крае, например, губернатор которого Александр Лебедь 28 июня подписал соглашение с Минздравом и ФОМС, производятся доплаты из регионального бюджета за выслугу лет, за работу в сельской местности, с этого года выделяется по 25 тыс. руб. молодым специалистам на обустройство. Хорошо поставлено дело в Самарской области и Чувашии.
За последние недели подписаны соглашения, кроме Красноярского края, с Курской, Волгоградской областями, с республиками Чувашия, Марий Эл, продлены соглашения с десятком субъектов Федерации. Такие договоры собираются продлить или подписать вновь еще около десятка регионов.