-СЛУШАЮ вас, - обратился ко мне человек в форме, когда я попытался пройти в здание Ленинского народного суда. - Я, собственно, тот самый "народ" и хотел бы узнать, какие рассматриваются дела, и побывать на судебном заседании. - Вон там, на стене, - сказал, как оказалось, судебный пристав, - висит расписание и инструкция. Познакомьтесь с ними, пожалуйста.
Невероятная информация о недоступности суда (народного!), появившаяся недавно в местной газете, оказалась чистой правдой.
Надо отдать должное судейским чиновникам - исключений они не делают ни для кого. Томского адвоката Александра Матвеева в тот же Ленинский суд не пустили с адвокатским удостоверением и повесткой - пришел до истечения обеденного времени. Маленький вестибюль судебного присутствия. Прямо - барьер с узким проходом и с теми самыми бдительными стражами. Слева на стене - "Инструкция о порядке пропускного режима в здание суда", согласно которой пропуск в здание суда работников суда, а также и силовиков осуществляется по удостоверениям; лиц, прибывших на судебное заседание, предписывается пропускать по предъявлению документов, удостоверяющих личность и определения суда (судебной повестки); пропуск лиц, прибывших на судебное заседание без повестки, осуществляется после проверки документов, удостоверяющих личность, и занесения в журнал учета посетителей; лица, прибывшие по другим вопросам, пропускаются также с документом, удостоверяющим личность, плюс по согласованию с соответствующими сотрудниками суда и записями в журнале.
"По прибытии в суд работников СМИ, - говорится в инструкции, - сообщить председателю суда и действовать по его указанию". Судебный пристав, осуществляющий пропускной режим в здание суда, обязан: вести наблюдение за посетителями... В случае появления подозрительных лиц... сообщить старшему наряда, принять меры к их административному задержанию... и передать их в органы внутренних дел... При подозрении в отношении посетителей... провести досмотр┘ Вынос предметов и вещей из здания суда осуществляется лишь по согласованию с руководителями суда или при наличии материального пропуска..." Авторы документа: председатель Ленинского суда В.Сафронов, начальник отдела по организации работы судебных приставов С.Левенко и главный судебный пристав Томской области, советник юстиции 1-го класса Д.Онскуль.
Интересен такой вопрос: будет ли "режимный" опыт Ленинского суда внедрен в других судах? Ведь каждый посетитель в любое время, даже в обеденное, может войти в здание суда достаточно свободно, не вздрагивая при виде человека в форме. Хотелось бы узнать, как меры, введенные в Ленинском суде, сочетаются с конституционными гарантиями ("Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" - ст. 22, ч. 1, "Права и свободы человека обеспечиваются правосудием" - ст. 18), с Гражданско-процессуальным кодексом ("Разбирательство дел во всех судах открытое..." - ст. 9), с Уголовным кодексом (заведомо незаконное задержание - ст. 301, воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов - ст. 144).
На эту тему мне хотелось побеседовать с председателем областного суда Виктором Мироновым. Но он от личной встречи отказался. Правда, в телефонном разговоре косвенно защитил "ленинцев": мол, здание суда приспособленное, а значит, и неудобное для полноценного ведения процесса, и судьи ввели указанные меры с целью хоть как-то обеспечить нормальные условия.
Так что прочтя табличку на здании суда, соглашаешься: суд - ленинский! А вот народный ли - большой вопрос.
Томск