Новая редакция Основного закона Карелии официально была принята Палатой представителей республиканского Законодательного собрания еще 7 февраля, но споры по его деталям долго не утихали, а по вопросу о государственном статусе карельского языка не утихли до сих пор. Тем не менее возникшую было угрозу конституционного кризиса удалось своевременно снять. После компромиссного согласования ряда поправок, а также рассмотрения некоторых возникших претензий в Верховном суде РФ северная республика все-таки получила действующую Конституцию, к которой уже проявляют интерес другие национальные регионы России.
Развивалась ситуация следующим образом. Сначала карельский прокурор Владимир Панасенко сделал представление в Верховный суд РК о несоответствии ряда конституционных статей федеральному законодательству. Суд установил жесткий срок внесения необходимых изменений - до 18 июня 2001 г. В случае неисполнения такого предписания замаячила угроза принудительного прекращения полномочий местного парламента и назначения после его роспуска досрочных выборов депутатов. Скорее всего они проводились бы по предусмотренным федеральным Центром нормам представительства - по одному депутату от 30 тыс. избирателей. Тогда однопалатный законодательный орган сформировался бы в составе 19 народных избранников и работал впредь на чисто профессиональной основе.
С одной стороны, это был существенный пункт разногласий между Палатой представителей и Палатой республики. Первая однажды уже утвердила текст новой Конституции, над которым основательно работала в течение восьми месяцев прошлого года, рассмотрев около 600 поправок, вносившихся в представленный правительством проект. Однако же вторая палата предложенный ей вариант тогда не одобрила, после чего была создана межпалатная согласительная комиссия, взявшаяся за дополнительное редактирование спорных положений. Если бы обе палаты не пришли к окончательному согласию, роспуск парламента стал бы вполне реальным, что оказалось козырной картой оппозиции в проведении иных компромиссных формулировок.
С другой стороны, формирование нового парламента в "федеральном" порядке не очень устраивало и председателя правительства Карелии Сергея Катанандова. Потому его сторонники в Палате представителей вопреки ожиданиям не стали слишком сопротивляться внесенным "республиканцами" предложениям и единогласно проголосовали за "согласованный" вариант Конституции.
Мотивы столь дружного голосования прояснились чуть позже. Во-первых, Палата республики в нарушение правил проголосовала за выправленный Основной закон раньше "представителей", тем самым показав решимость отстаивать свои поправки ценой конституционного кризиса и досрочных выборов. Во-вторых, Сергей Катанандов, позитивно оценив наконец-то достигнутый компромисс, тут же оговорился, что после подписания Конституции снова предложит внести в нее принципиальные для себя коррективы.
В своем официальном заявлении он отметил такое обстоятельство. В принятой редакции Конституции РК высшее должностное лицо Карелии, согласно итогам проводившегося в прошлом году всенародного референдума, было сразу названо главой республики, а не председателем правительства. Соответственно в его обязанности вменялись дополнительные полномочия, например, право роспуска того же парламента. А это, дескать, ставило под сомнение право Катанандова занимать новое место без опоры на народное волеизъявление. Значит, требовалось или проводить его досрочное избрание на переиначенную должность, или вводить пост главы со следующих выборов с одновременным обновлением депутатского корпуса.
Причем не существовало особых сомнений в победе Катанандова в случае поспешного назначения выборов высшего должностного лица Карелии на наступившее лето. Ситуация тут прогнозировалась точно так же, как успех Путина после добровольного ухода Ельцина с поста президента РФ, - потенциальных соперников она заставала врасплох, а административный ресурс карельского премьера и пока достаточно прочный кредит доверия среди избирателей сработал бы исключительно в его пользу. Зато будущей весной ресурсы правительства спокойно могли переключиться на поддержку нужных кандидатов в депутаты парламента.
С учетом подобных перспектив игры в досрочные предвыборные кампании оказались не выгодны никому. Поправки Катанандова гладко прошли утверждение, вовремя подтвердив его должностную легитимность как раз к первому заседанию нынешнего состава президиума Госсовета РФ.
Единственным камнем преткновения остается теперь острая обида местных национальных организаций на то, что депутаты исключили из текста Конституции прошедшее было третье чтение положение о придании карельскому языку статуса государственного. Более того, формулировка статьи о решении вопроса по статусу языка вовсе оказалась с двойным дном: только на основании итогов республиканского референдума. При том условии, что русскоязычное население составляет подавляющее большинство, добиться госстатуса карельского языка теперь затруднительно.
Представители национальных обществ считают это нарушением важного принципа демократии о защите прав меньшинства, по-прежнему настойчиво предъявляя претензии на сей счет и к парламентариям, и к председателю правительства.
Петрозаводск