"АКЦИОНЕР "Новосибирскэнерго" 80-летний Николай Папакин, в собственности которого находится менее 100 из примерно 10 миллионов акций, подал иск о недействительности проведения собрания акционеров компании 25 апреля и выиграл дело. Одновременно Люблинский суд столицы вынес прямо противоположное решение - по иску акционера Раисы Лукашиной.
Оспоренное годовое собрание акционеров ОАО "Новосибирскэнерго" было созвано одной из групп акционеров, представляющих интересы топ-менеджеров РАО "ЕЭС", - в частности, компаний ОРТЭК, связанной с членом правления Михаилом Абызовым, и "Алемар", курируемой также членом правления РАО Леонидом Меламедом.
Собрание практически единогласно избрало на пост генерального директора энергокомпании Юрия Хардикова, первого заместителя гендиректора "Сибирьэнерго". Конкурентов у Хардикова было два - представитель Сибирской фондовой биржи Лев Новиков и действующий генеральный директор ОАО "Новосибирскэнерго" Виталий Томилов. В результате в компании сложилось двоевластие. С одной стороны, благодаря судебному решению по иску Раисы Лукашиной директором компании является Юрий Хардиков, с другой - вследствие постановления новосибирского суда Виталий Томилов должен продолжить руководить "Новосибирскэнерго".
Сразу можно было предположить, что акционер Папакин, 80 лет от роду, подав судебный иск, защищал не только свои интересы. И действительно, несколько дней спустя свою позицию разъяснил губернатор области Виктор Толоконский, заявивший, что решение этого собрания незаконно, так как обладатели двух пакетов акций, в сумме составляющих около 45%, не могли принять участия в голосовании. (В настоящее время данные пакеты акций находятся под арестом в порядке мер по обеспечению исков.) Еще 8% акций находится у нынешнего руководителя ОАО "Новосибирскэнерго" Виталия Томилова, который участия в этом собрании не принимал. Таким образом, по мнению губернатора, решение этого собрания не может быть правомочным.
Кроме того, имеется официальное решение суда Железнодорожного района о запрещении проведения этого собрания. Виктор Толоконский полагает, что эту ситуацию спровоцировали силы, представляющие косвенные частные интересы старого совета. Он также предположил, что проведение этого собрания скорее всего не согласовано с руководителем РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом.
Формально сложившаяся на предприятии ситуация с двумя директорами явилась отражением давно имевшей место ситуации двоевластия в "Новосибирскэнерго". Дело в том, что часть акционеров компании - та, что инициировала незаконное собрание, - достаточно активно вмешивалась в управление предприятием.
Вот лишь один пример. К середине 90-х годов "Новосибирскэнерго" задолжало РАО "ЕЭС России" 450 миллионов рублей. Задолженность была как бы безнадежно просроченной, оплачивать ее было нечем: большая часть доходов АО-энерго ведь оставалась у перепродавцов.
Неудивительно, что, после того как этот долг был выставлен на аукцион, покупатель выложил за него менее 100 миллионов, или 20%. Долги неплатежеспособных банков стоили примерно те же деньги, так почему долг неплатежеспособной энергокомпании должен был стоить дороже?
Удивительно другое. Сразу после того, как покупатель долгов раскрыл свое инкогнито и предъявил вексель к оплате, "Новосибирскэнерго" послушно проплатило 450 миллионов рублей по номиналу живыми деньгами. В роли покупателя на этом аукционе выступало зарегистрированное в алтайском налоговом офшоре общество "Аманат" (в переводе с арабского "заложник"), связанное с членом правления РАО "ЕЭС" Леонидом Меламедом, с которым также связано и упоминавшееся общество "Алемар" - крупный акционер "Новосибирскэнерго". Таким образом, член правления заработал за считанные недели более 300 миллионов рублей - около 500% чистой прибыли на вложенный капитал.
Как отметил губернатор Виктор Толоконский, "Новосибирскэнерго" никогда не было убыточным. Однако по результатам аудиторской проверки, проведенной на предприятии компанией "Консалтинг-Аудит", выяснилось, что в результате сделок подобного рода капитал компании упал ниже нуля.
Величина собственных оборотных средств предприятия сократилась с 152,3 миллиона рублей на начало 1999 года до "минус" 508,9 миллиона рублей на 1 октября 2000 года. Задолженность превышает ликвидные активы почти в 100 раз (3,7 миллиарда рублей долгов против 37,9 миллиона рублей ликвидных активов).
Впрочем, хищениями наличных денег дело не ограничивалось - предприимчивые новосибирцы наложили руку и на акционерный капитал. Бывший губернатор Новосибирской области Виталий Муха "расплатился" с поставщиком горюче-смазочных материалов компанией ОРТЭК, основанной Михаилом Абызовым, государственным пакетом "Новосибирскэнерго".
Безо всяких на то оснований губернатор Муха сначала переписал госпакет на область, а затем передал его ОРТЭКу - в счет погашения задолженности области за поставки ГСМ. Примечательно, что цены на товары компании Михаила Абызова превышали среднерыночные на 80%.
Этот факт не прошел мимо внимания правоохранительных органов. Бывший губернатор области Виталий Муха сидит дома и ждет суда - с него взята подписка о невыезде. Бывший глава области обвиняется в превышении служебных полномочий. Аналогичная мера пресечения избрана и в отношении экс-главы финансового ведомства области.
Это, очевидно, не последнее уголовное дело, возбужденное по факту деятельности "Новосибирскэнерго". Проверка, проведенная аудиторами из "Консалтинг-Аудит" совместно с РАО "ЕЭС", выявила нецелевое использование средств "Новосибирскэнерго", нарушения, связанные с обращением собственных векселей компании, а также и другие нарушения. Руководство РАО "ЕЭС России" направило письмо в Следственный комитет при МВД РФ, в котором изложены данные аудиторских проверок и запрашивается возможность возбуждения уголовного дела по приведенным фактам.
Соавторы программы реформы электроэнергетики Михаил Абызов и Леонид Меламед в качестве одного из основных механизмов привлечения инвестиций в отрасль рассматривают выпуск акций и размещение их среди российских и зарубежных инвесторов.
По этому пути около года назад пыталось пойти и "Новосибирскэнерго". Компания заключила договор о выпуске американских депозитарных расписок (АДР) с крупной инвестиционной корпорацией "Флеминг". Этот контракт - в случае его реализации - действительно помог бы привлечь на предприятие реальные западные инвестиции и обновить производственные фонды. Ясно, что теперь о выпуске АДР придется забыть. Западные инвесторы и так не особо склонны вкладывать деньги в Россию, а уж в предприятие с неизвестным количеством директоров, чередой уголовных дел и сомнительной структурой собственности - точно поостерегутся.