-СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, груз ответственности уже прочувствовали? Человек впервые стал губернатором, за вами сотни тысяч людей...
- Знаете, я человек приземленный, в облаках никогда не витал. Я всегда отвечал за коллективы людей, и груз ответственности для меня - ноша привычная. Губернаторство накладывает дополнительные обязательства в части выполнения предвыборных обещаний. Но мы действительно хотим реализовать все, что задумали. А люди будут оценивать нашу работу по ежемесячным отчетам. Для этого обязательно будет и обратная связь с губернатором - мы намерены создать общественные приемные губернатора на базе наших избирательных штабов - они оборудованы всем необходимым. Уже по итогам совещания под председательством премьер-министра и двух недель работы, я думаю, мы сможем организовать подачу горячей воды по всему краю, что сегодня не делается из соображений экономии. Если мы почувствуем, что дело пошло, мы это обязательно сделаем. У меня вообще есть идея отменить зиму в Приморском крае.
- Как это?
- Я хочу, чтобы люди вспомнили время, когда зимой в их домах были открыты форточки. Кстати, если говорить о протестном настрое Владивостока, то я буду идти к его жителям именно через зиму, и должен предупредить, что в ближайшее время во Владивостоке будут происходить значительные перемены. Я немножко честолюбивый человек в этом плане, и уверен, что сумею преодолеть недоверие владивостокцев.
- Как вы расцениваете расклад по голосам? Получается, что почти 60% избирателей из числа проголосовавших - против вас?
- Ситуация в принципе нормальная, потому что среди голосов, набранных кандидатом "против всех", как говорят журналисты, на самом деле был не один кандидат, а три: "против всех", Виктор Иванович Черепков и коммунисты, которых призывал к такому голосованию Владимир Гришуков.
- Не кажется ли вам, что заявление Геннадия Апанасенко о том, что вы не подходите для должности губернатора, изначально накладывает негативный отпечаток на будущие отношения края с полпредством?
- Нет, это личное мнение Геннадия Васильевича, и на его месте я не спешил бы с такими выводами. Мы встречались с ним всего один раз, и я уверен, что он просто не знает о том, что я сделал в своей жизни, чего добился. Может, в нем говорит какая-то личная обида за исход выборов, и она, наверно, со временем пройдет.
- Немного о перипетиях прошедшей избирательной кампании: с чем, на ваш взгляд, связано изменившееся отношение к вам Виктора Черепкова, который довольно резко отзывался о вас после снятия его с выборов, демонстрировал журналистам компрометирующие вас видеоматериалы. Вы ведь, кажется, особых резкостей в его адрес не допускали...
- Мы вообще не использовали в своей кампании критику других кандидатов, в том числе и Виктора Ивановича. Но по-человечески я могу его понять. Конечно, ему обидно за то, что его сняли. И, кстати, еще за неделю до этого, предполагая такой вариант по срыву выборов, мы выступили с заявлением, в котором высказались категорически против снятия Виктора Ивановича. Честно признаюсь, я просил суд, всех, кто так или иначе влиял на этот процесс, не допустить отмены регистрации Черепкова. У меня не вызывали опасения итоги голосования, потому что рейтинг Виктора Ивановича составляет 23%. Может, сегодня к моим словам уже начнут прислушиваться и журналисты, и социологи, потому что мы дважды - 17 мая и 10 июня - представляли результаты соцопросов, погрешность которых составляла не более 0,5%. То есть лично мне снятие Виктора Ивановича было абсолютно не нужно. Тем более на перспективу вперед. Я считаю его хорошим политиком, он может быть отличным депутатом Госдумы и оказывать краю солидную помощь.
- А кому, на ваш взгляд, было нужно создать иллюзию выбора между сумасшедшим и криминалом?
- Я думаю, тем, кто хотел сорвать выборы и перенести их на декабрь.
- Мстить будете?
- Нет, конечно. Работа покажет, кто прав.
- Что будет с нынешней администрацией Приморья?
- Вице-губернаторы скорее всего сменятся, но среднее звено краевой администрации не будет подвергаться значительным кадровым изменениям. Люди могут не переживать за свою дальнейшую судьбу.
- Ваше первое впечатление от общения с приморскими чиновниками, судя по настрою, не очень оптимистичное?
- Честно? Оно просто удручающее. Удручающее не только в вопросах управления, но и идеологии. Особенно на фоне московской комиссии. С ее участниками можно говорить на профессиональном языке. А наши вице-губернаторы вкупе с мэрами городов выглядели очень бледно. Я пытался как-то представить схему управления, в которой можно задействовать прежних вице-губернаторов, но пришел к выводу, что верхушку надо менять полностью. И соответствующим образом формировать и новую идеологию управления. Мы намерены уделить этому вопросу самое серьезное внимание - обязательно будем участвовать в выборах краевой Думы, активно сотрудничать с городскими думами и муниципалитетами, создавать идеологические отделы. Я уверен, что это работа на глобальную перспективу. Я внимательно слежу за развитием отношений между Россией и США, и у меня есть чутье, что XXI век сделает нас стратегическими партнерами прежде всего в вопросах экономики, поскольку у нас есть общий серьезный соперник - Китай. И если такой геополитический союз состоится, то центром экономического соперничества станет именно Азиатско-Тихоокеанский регион. В России таким центром является Владивосток, поэтому мы должны быть к этому готовы. При такой перспективе не исключается ведь и вариант, когда возникнет необходимость перенести сюда и федеральный Центр. Отсюда и наше стремление к формированию новой структуры управления и идеологии. Мы не боремся со старым, мы конструктивные создатели нового. Мы сторонники жесткого прагматизма с единственной целью - повышения благосостояния людей.
- Вы как-то говорили, что для приобщения к опыту публичной политики для вас не столько важны уроки речи, сколько непосредственные встречи с избирателями. Что-то новое для себя от этих встреч почерпнули?
- Безусловно. Самое главное, что я убедился в своей правоте, в своей экономической программе. Очень важно, когда твои убеждения подтверждаются объективным мнением, которое не зависит от тебя. Да, в крае очень серьезный ком проблем, и не только экономических или социальных. Основательно подорвано доверие к власти, что ярко характеризует и явка избирателей на прошедших выборах. Поэтому, кроме решения вопросов экономики, нам обязательно нужно заниматься и вопросами идеологии, вопросами укрепления доверия к власти и создания того комфортного климата проживания, в котором каждый будет ощущать свою нужность, свою общность в единой государственной политике в отношении своих граждан. Этот вопрос, по-моему, не поднимался уже лет 10, а жизнь без идеи теряет свой смысл. Это выживание, а не жизнь.
- На ваш взгляд, у Приморья еще есть время, чтобы разрулить ситуацию с подготовкой к зиме?
- Конечно, именно для этого в край приехала очень серьезная комиссия, и я не сомневаюсь, что Владимир Владимирович Путин сам отдал распоряжение правительству оказать Приморью помощь, поскольку край несколько месяцев фактически не управлялся и ситуация с подготовкой к зиме остается сложной. Я уже не говорю про топливо и большую энергетику. Даже процент выполнения подготовительных работ в системе ЖКХ очень невысокий - порядка 30%. И меня радует, что настрой у правительства положительный, они действительно приехали помочь. Причем приехали профессионалы своего дела, которые намерены досконально разобраться в ситуации и определить варианты помощи.
- Говорят, что премьер-министр Касьянов приехал проверять вас на вменяемость...
- Я думаю, что элемент знакомства, конечно, имеет место быть. Но главная цель поездки - это все-таки энергетические проблемы Дальнего Востока и Приморского края в первую очередь. Поэтому я и торопился с принятием присяги, чтобы работать с председателем правительства уже в ранге губернатора.
Владивосток