В ПОСЛЕДНИЕ дни многотысячный коллектив самого крупного промышленного предприятия Западного Урала - ОАО "Пермские моторы" - не на шутку взбудоражен. Причина этого - информация о том, что в Мингосимуществе обсуждается вопрос о передаче конструкторской документации на газотурбинные установки "Рыбинским моторам", что может привести к переводу заказа ОАО "Газпром" на производство газоперекачивающих агрегатов рыбинцам. До сих пор все эти заказы размещались исключительно на Урале, и за счет вырученных средств "Пермские моторы" имели возможность нормально жить и развиваться. Экономисты опасаются, что потеря предприятием "газпромовского" заказа приведет к серьезному социально-экономическому кризису в экономике всего Прикамья.
Похоже, что ничего хорошего такое развитие событий не сулит и самому "Газпрому". Почти десять лет назад пермяки при поддержке "Газпрома" сконструировали серию газоперекачивающих агрегатов на базе своего знаменитого авиадвигателя ПС-90А и наладили их серийный выпуск. Сегодня газоперерабатывающие агрегаты, производимые на Западном Урале, ничуть не уступают по своему качеству западным аналогам и никогда не вызывали нареканий у заказчиков, то есть у ОАО "Газпром".
Кстати, по мнению экспертов, на "Рыбинских моторах" попросту отсутствуют нормальные условия для выпуска качественных "газоперекачек", нет своего конструкторского бюро и квалифицированных специалистов. Для освоения производства наземной газовой техники рыбинцам, по самым скромным подсчетам, потребуется от 3 до 5 лет, причем в конечном итоге их продукция все равно будет значительно уступать по качеству пермской.
Тем не менее на самих "Рыбинских моторах" уверенно заявляют о готовности освоить производство "газоперекачек" в течение одного года. Все это сильно смахивает на попытку попросту "выбить" из состоятельного заказчика деньги на производственные нужды. В дальнейшем процесс можно будет максимально затянуть.
В подобной ситуации вполне понятна озабоченность рабочих и служащих ОАО "Пермские моторы". В своем письме на имя руководителя правительства, полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе и губернатора Пермской области они напомнили, что передача "производства промышленных двигателей для газоперекачивающих агрегатов мощностью 12 и 16 МВт в ОАО "Рыбинские моторы" в условиях неполной загрузки производства, но при налаженной кооперации и освоенной технологии" ударит прежде всего по трудящимся пермского мотостроительного комплекса.
Свое отношение к сложившейся ситуации высказали и директора предприятий, входящих в холдинг "Пермские моторы". В обращении, направленном в правительство РФ, они откровенно заявили, что, если решение о передаче заказа рыбинским моторостроителям будет принято, "пермские предприятия, участвующие в кооперации по серийному изготовлению промышленных двигателей и газотурбинных установок для газоперекачивающих станций,.. понесут значительные убытки. Неизбежно возникает вопрос о сокращении трудящихся..."
Важно учитывать, что возможный уход "Газпрома" с "Пермских моторов" обернется самыми тяжелыми последствиями не только для этого конкретного предприятия, но и для всей Пермской области. Сегодня в уральском моторостроительном холдинге трудится около 20 тыс. пермяков, на балансе ПМ - множество объектов социальной инфраструктуры, предприятие является крупнейшим плательщиком налогов в бюджеты всех уровней.
Если "Газпром" в одночасье уйдет с завода, это приведет к настоящему социальному взрыву. А тогда это будет уже проблема не только и не столько властей Пермской области, сколько правительства России. Нужна ли ему новая головная боль?
Генеральный директор ОАО "Пермские моторы" Виктор Кобелев в разговоре с корреспондентом "НГ" так прокомментировал информацию о том, что ОАО "Газпром", возможно, станет размещать заказы на производство газоперекачивающих агрегатов на ОАО "Рыбинские моторы":
- Слухи об этом ходят постоянно. Не думаю, что они соответствуют действительности. Я убежден, что если у кого-то и есть настойчивое желание перевести заказы на производство ГПА из Перми в Рыбинск, то только не у высших менеджеров "Газпрома". Могу сказать, что мы всегда аккуратно исполняли свои обязанности по выпуску "газоперекачек". Поскольку мы делаем их на базе двигателя ПС-90А, по своему качеству пермские ГПА не уступают западным аналогам. В Рыбинске же при всем желании наземную технику такого уровня все равно не сделают. Только для того чтобы выйти на выпуск первой продукции, им потребуется от трех до пяти лет.
Удивительно, что государство еще не определило своей позиции в наметившемся конфликте. Более того, как стало известно, на ближайшие дни по инициативе Мингосимущества в Москве было намечено некое совещание, на котором должно быть принято окончательное решение судьбы "газпромовского" заказа. Однако в ситуацию вмешался кто-то из очень высокопоставленных чиновников, и теперь совещание, похоже, не состоится.
А несколько раньше по вине все того же Мингосимущества было сорвано еще одно совещание на высоком уровне, где предполагалось принять окончательное решение в создании ОАО "Пермский центр двигателестроения", не менее 51% уставного капитала которого должно принадлежать государству. В этот центр должны быть переданы блокирующие пакеты акций предприятий пермского моторостроительного холдинга. По логике вещей туда нужно передавать и пакет акций "Рыбинских моторов".
Дело в том, что рыбинский завод в свое время был построен исключительно для того, чтобы разгрузить "Пермские моторы". Туда было полностью передано производство авиадвигателя Д-30 - вместе с документацией, оборудованием, специалистами. А пермский "Авиадвигатель" с тех пор работает как на пермяков, так и на рыбинцев. Поэтому по логике вещей в уставный капитал создаваемого центра двигателестроения и должен бы быть передан пакет акций "Рыбинских моторов". Но руководство "Рыбинских моторов" явно не желает вернуться под контроль государства, пытаясь активно вести свою игру, направленную против пермских коллег┘
То, что вся эта ситуация начала "прокручиваться" именно сейчас, не случайно. После ухода в отставку ряда прежних высших менеджеров "Газпрома" "Рыбинские моторы" пытаются воспользоваться неразберихой и при поддержке некоторых госчиновников завладеть интеллектуальной собственностью на перспективную продукцию. И для того чтобы реализовать свои планы, у них остается все меньше времени.
Ведь новое руководство "Газпрома", по сведениям "НГ", намерено досконально разобраться в ситуации по размещению заказов "газоперекачек".
Пермь