"ОБЩЕСТВО, как и экономика, за десять лет стало совершенно другим", - сказал томский губернатор Виктор Кресс в докладе, посвященном Дню принятия декларации о государственном суверенитете. По его словам, нынешняя власть очень плохо знает современное российское общество, проблема же заключается в определении базовых ценностей россиян. "Мы, - сказал он, - до сих пор не знаем отношения наших сограждан к таким понятиям, как "частная собственность", "патриотизм", "гражданское общество", "законопослушание" и др.". Так сказать, земную жизнь пройдя до половины, мы оказались в сумрачном лесу┘
Есть надежда, что сия тайна, которая до сих пор была сокрыта от политиков мраком неизвестности, летом наконец-то перестанет быть таковой. Именно Томскую область московские эксперты при поддержке Фонда Карнеги выбрали в качестве экспериментальной площадки для изучения ценностей и идеалов современного российского общества. Проект называется "Томская инициатива". Полученные результаты, по мнению Виктора Кресса, помогут областным властям выстроить эффективную политику взаимодействия с общественностью и позволят мобилизовать гражданские инициативы для решения задач социально-экономического развития Томской области.
По времени выступление губернатора совпало с семинаром местных либералов "Современное российское общество: ценности и идеалы" (в рамках той же самой "Томской инициативы"). Открывая семинар, лидер томских либералов Нелли Кречетова, по совместительству советник губернатора, сказала, что наказ Бориса Ельцина найти национальную идею так и остался невыполненным. А потребность в ней, оказывается, по-прежнему остается актуальной. Ценностные ориентации в России за десять лет поменялись, а потому, мол, сложились благоприятные условия для приобщения россиян и к либеральным ценностям.
Неожиданный интерес к такому поиску, кроме вышеупомянутого Фонда Карнеги, проявили и "олигархи" - отцы-основатели и архитекторы новой России. В частности, был назван Михаил Ходорковский.
В ходе семинара либералы попытались определить "либерально-ценностную" проблематику. И не только определить, но и кое-что обсудить. Прозвучал и такой, "парадоксальный", по их мнению, вопрос: как это в США (а для российских либералов США - хрустальный дворец на горе) сочетаются, с одной стороны, приверженность либеральным ценностям, а с другой - политика, которую иначе как державной не назовешь? Увы, вопрос остался без ответа.
И это тем более огорчительно, что осталось неясным, как же в контексте американского "державного либерализма" смотрится основополагающий принцип российских либералов: сильное государство враждебно личности?
Поставив важные вопросы, участники семинара высказали горькую мысль: практически никому, кроме Сороса, либерализм в России не нужен.
Однако горькая констатация вполне очевидного факта подвела некоторых участников дискуссии к мысли: а не попробовать ли внедрить новые либеральные ценности в сознание масс при помощи либерального агитпропа(!). Кто-то саркастически напомнил, что стихии живой жизни не доверяли большевики. Колориту дискуссии добавила так называемая сниженная лексика, которой не пренебрегли молодые интеллектуалы.
Семинар так и оставил открытым вопрос: а почему Соросу нужен в России либерализм? Впрочем, остался без ответа и другой вопрос: а как же власть управляет нами, если мы не знаем базовых (читай - либеральных) ценностей?
Томск