- ВАЛЕНТИН ДАНИЛОВ был вашим аспирантом. Вы хорошо знакомы?
- Конечно. Несколько лет мы работали бок о бок, а когда он переехал в Красноярск, хотя бы один-два раза в году мы встречались. Валентин Данилов - личность довольно разносторонняя. Когда в начале 70-х Данилов поступил в аспирантуру и пришел к нам работать, в институте только что зародилась идея так называемого многопробочного удержания плазмы. Небольшая группа фанатиков, куда входил и Данилов, в предельно сжатые сроки построила установку. Наша первая публикация, в которой мы продемонстрировали эффективность нового метода, появилась на две недели раньше американской!
А если кто-нибудь будет вам рассказывать, что существуют тайные изыскания, где мы опережаем мир на 15 лет, - не верьте! Так не бывает.
Наши эксперименты шли день и ночь, и Валентин Данилов был их полноправным участником. В итоге были получены интересные фундаментальные результаты. В 1975 году Данилов защищает кандидатскую диссертацию. Помимо этих работ приходилось заниматься физикой лазеров. Одна из наших совместных работ попала во многие справочники по квантовой радиофизике.
У нас до сих пор сохранились хорошие отношения, как это и должно быть в отношениях учителя и ученика. Нередко он советовался со мной. Поэтому в общих чертах все эти годы я представлял себе круг его интересов. И о том, что он собирался заключать контракт с китайцами, я знал.
- Вы верите ему?
- К сожалению, верю я ему или нет, никакого значения не имеет. Что касается обвинения в мошенничестве, я думаю, следует воздержаться от комментариев. В этом деле разбираться должен суд. Что же касается обвинения в шпионаже, то, с одной стороны, оно выглядит смешно, а, с другой - без профессиональной экспертизы суду не обойтись. Так думаю не я один. 17 ведущих ученых-физиков, членов Российской академии наук, работающих в Сибири, обратились с письмом к заместителю генерального прокурора России В.В. Колмогорову.
Учитывая, что в деле Данилова имеются экспертные заключения противоположного толка, авторы письма предложили "создать межведомственную комиссию... для проведения всесторонней квалифицированной экспертизы". Это совершенно нормальная практика. Как без этого суд должен принимать решение? Ведь квалификация экспертов неодинакова...
"Настоять на проведении открытого процесса. Считаем, что заключение экспертизы вполне может быть рассмотрено в рамках открытого суда без разглашения секретных материалов".
16 мая письмо под роспись было вручено в Москве сотруднице Генеральной прокуратуры, и в течение десяти дней следы письма не могли найти. Пришлось послать копию письма по факсу и проверить его получение.
Меня обнадежили, что факс передан помощнику В.Колмогорова и, возможно, завтра будет ответ. За две недели удалось-таки узнать страшную тайну: письмо зарегистрировано 18 мая (всего через двое суток с момента поступления) и отправлено в 27-е управление. Это все. Ответ обещан через месяц. Вот такой бездушный монстр осуществляет надзор за правопорядком в России. Думаю, простому человеку искать у него защиту - дело совершенно безнадежное.
Но вернемся к Данилову. Само по себе его дело демонстрирует возросшую активность ФСБ в наведении порядка в стране. К сожалению, шпионов они ищут под фонарем, где посветлее.
- Эдуард Павлович, под каким "фонарем", на ваш взгляд, необходимо искать?
- Мне кажется, здесь нужна работа не столько ФСБ, сколько законодателей. Увы, мне известен не один пример того, как благополучные цивилизованные страны грабят нашу страну на совершенно законных основаниях. Чтобы из какой-нибудь западной фирмы за бесценок "ушла" какая-нибудь технология, такого представить себе нельзя. Там за такие вещи наступает уголовная ответственность. Нужно не стращать российских ученых, а принимать принципиальные законодательные акты.
- В России есть закон о гостайне. Это единственный нормативный акт?
- Нет, не единственный. 11 апреля этого года вышел Указ президента РФ "О внесении дополнений в список товаров и технологий двойного назначения". С одной стороны, это правильно. Но опять же, как это сделано? С Российской академией наук даже не посоветовались. Я очень уважаю президента. Был он у нас в институте. Видно, что это умный, все быстро схватывающий человек и, насколько я смог понять, настроенный на возрождение сильной цивилизованной России. Но то, что ему подсунули для подписания, - это безобразие. Сдается мне, что те, кто готовил указ, делали это в своих корыстных интересах.
Мы написали президенту РАН академику Осипову письмо, в котором просили его обратиться к президенту страны с просьбой не вводить этот указ в действие (он вступает в силу через три месяца) до приведения его в порядок. Ограничения, конечно, нужны. Но это надо делать в интересах страны, а не чиновников. Список содержит множество неточностей и ошибок. Например, запрещаются к вывозу технологии топливных элементов для термоэлектронных преобразователей на термоядерных реакторах. Но ведь таких реакторов еще нет. Научное сообщество еще только собирается строить первый экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР. Он будет построен лет через десять. Конечно, можно посчитать этот пункт опечаткой, но я думаю, виной всему безграмотность чиновника, который этот пункт включил.
О содержательной части указа говорить не буду, но замечу: в существующем виде он будет полезен только недобросовестным чиновникам, которые с его помощью будут ловить рыбку в мутной воде.
- Эдуард Павлович, к чему, с вашей точки зрения, может привести введение указа в существующем виде?
- Ученые считают, что это в первую очередь может привести к ничем не оправданному устранению российских разработчиков и производителей наукоемких технологий с мирового рынка. Если оказывается, что запрет на технологию или устройство коснулся российской науки, но при этом, скажем, Бельгия или Голландия поставляют аналогичную продукцию всему миру без разбора, то это означает: нас хотят отодвинуть. Кто? Надо разбираться. Не исключено, что из-за границы хотят. К сожалению, то, о чем мы здесь говорили, это не абстракция.
Хочу вернуться к главной теме нашего разговора. Следствие по делу Данилова закончено, но он находится в заключении и может дожидаться суда более года.
Если ретивые помощники оградили г-на Колмогорова от нашего письма, надеюсь, что это интервью он прочтет и сделает то, о чем его просили ученые. Думаю, после этого Данилова смогли бы отпустить на свободу. По крайней мере до суда.
Новосибирск