Вчера представитель президента РФ в Государственной Думе Александр Котенков высказался в поддержку планов по пересмотру так называемого пакетного соглашения, то есть перераспределению думских комитетов между различными фракциями. Господин Котенков считает, что "этот вопрос сегодня назрел и его надо решать", поскольку, по его мнению, со стороны по крайней мере двух комитетов нижней палаты ощущается саботаж по отношению к некоторым важным законопроектам. Можно предположить, что один из таких комитетов - это комитет по социальной политике, возглавляемый коммунистом Валерием Сайкиным. За пересмотр "пакетного соглашения" вчера высказался и лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин, отметивший, что это произойдет, если подобная инициатива группы "Народный депутат" будет вынесена на суд депутатов. По некоторым сведениям, это событие может случиться 25 июня, а окончательное решение о старте внутридумского передела Геннадий Райков может принять в четверг, после своей встречи с Владимиром Путиным, на которой, по данным близких к руководителю "Народного депутата" источников, вопрос об изъятии у коммунистов ряда ключевых комитетов может быть затронут. Напомним, что до сих пор в кремлевской администрации не поддерживали данной идеи, опасаясь, что работа нижней палаты может быть полностью парализована на весьма продолжительное время.
Состояние цейтнота, в котором последний месяц пребывают парламентарии, продолжает нарастать. Депутатам все-таки не хватает времени для того, чтобы до установленного ими самими "дедлайна" - 14 июля обсудить и принять все предложенные правительством законодательные инициативы. Причина в том, что вопреки представлениям кабинета министров Дума не стала безоглядно голосовать за все его налоговые, структурные и социальные планы, а в меру сил и возможностей старается их улучшить и очистить от совершенно неприемлемых идей.
На этой неделе депутаты вынуждены были запланировать на пятницу дополнительное пленарное заседание. Оно полностью будет посвящено обсуждению во втором чтении главы Налогового кодекса о налоге на прибыль. Дискуссия обещает быть долгой и основательной: бюджетный комитет не сошелся с правительством во мнении, какая должна быть ставка этого налога. Думские финансисты предлагают 23%, а правительственные - 25%. Впрочем, точки зрения и тех и других совпадают в том, что такое кардинальное снижение налоговой нагрузки (в первом чтении была одобрена ставка в 35%) может быть произведено только в случае отмены для предприятий подавляющей части имеющихся в их распоряжении льгот, позволяющих им значительно уменьшать налогооблагаемую базу. Для некоторых отраслей и видов бизнеса низкая ставка налога на прибыль вместе с отказом от льгот будет менее выгодна, чем ныне существующая ситуация, когда налог на прибыль высокий, но есть множество способов его в полном объеме не платить.
По нашей информации, правительство уже провело соответствующую работу среди лояльных ему фракций и скорее всего в пятницу добьется от Думы одобрения ставки в 25%, поскольку, по его расчетам, именно такая ее величина позволяет одновременно и снизить налоговую нагрузку на предприятия, и не поставить под угрозу бюджетную систему страны. Таким образом, если 22 июня ничего непредвиденного не произойдет, то в конце месяца главный бюджетообразующий закон будет принят в окончательном виде. Правительству останется только благополучно провести его через Совет Федерации, у которого также могут быть свои претензии. Например, по поводу того, что регионы лишаются некоторых прав на установление тех или иных льгот для зарегистрированных на их территориях предприятий.
На сегодняшнее же пленарное заседание исполнительная власть в принципе может не рассчитывать. Судя по всему, оно фактически целиком будет посвящено дебатам по второму чтению проекта Уголовно-процессуального кодекса. По прогнозам ряда глубокопогруженных в процесс согласования текста УПК депутатов, Думу ожидают довольно большие трудности: к законопроекту подано более двух тысяч поправок, отношение к которым и у различных фракций, и у Верховного суда, и у Генеральной прокуратуры, и у президентской стороны, и у прочих субъектов законодательной инициативы весьма разное.