В СОВЕТСКИЕ годы наша страна вывозила автошины примерно в 60 государств, да и внутренний рынок был ими насыщен. Но с тех пор изменились не только экономические, но и политические условия. Стал расти спрос - в России и за ее пределами - на высококачественную шинную продукцию. Промышленности же непросто технологически перестроиться в сравнительно короткий срок и успешно конкурировать с импортом. Но шинники Омска полны решимости насытить внутренний рынок и увеличить экспорт. Для этого созданы необходимые условия.
Совместная инвестиционная программа российской компании "СИБУР" и "Омскшины" предусматривает капиталовложения в 2001 году в объеме до 130 млн. руб. - это позволит изготовить в Омске более четырех с половиной миллионов шин. Однако это производство весьма энергоемкое, поэтому, по словам директора Омского завода Александра Триппеля, дорабатывается и другая программа - повышения эффективности использования собственной энергетической базы. В частности, в скором времени здесь будут созданы электрогенерирующие установки, которые позволят снизить себестоимость и уменьшат потери электроэнергии. У "Омскшины" - собственные высокомощные котельные установки. Тепла и пара они производят с избытком, так что многое "перепадает" и самому Омску. Вдобавок новые технологии в этой сфере позволяют здешнему шинному комплексу вырабатывать и электричество.
За два-три года с их помощью возможно будет получить 18-20 МВт электроэнергии. Попутно решаются и экологические проблемы: благодаря современным технологиям существенно сократились вредные выбросы в биосферу не только от самого шинного производства. Одна из двух котельных "Омскшины" недавно переведена с мазутного топлива на газ, что резко уменьшило и загрязнение окружающей среды.
Упомянутые и другие меры позволят приблизить выпуск шин на Омском заводе к концу 2002 года к пяти с половиной миллионам штук. Но, заметим, это только по самому заводу. С учетом же мощностей его партнера - близлежащего предприятия "Матадор", общий объем производства в "Омскшине" превысит к упомянутому сроку шесть миллионов шин. А в ближайшие годы этот показатель достигнет семи миллионов.
Причем речь идет о современной, пользующейся растущим спросом продукции: ее качество определяется специальной сертификационной системой, разработанной на "Омскшине" в 1997-2000 годах.
Как полагает А.Триппель, шинным заводам нужно не "гоняться" за ценой и сиюминутной прибылью, а улучшать качественные параметры товара - таковы тенденции спроса на шины в России и за рубежом. Во всяком случае, "Омскшина" вовсе не стремится наращивать свои расценки независимо от качества продукции и запросов потребителей. Такая стратегия - долговременная и отвечает современным требованиям рынка. Неудивительно, что омские шины все в большем объеме поставляются МАЗу, УралАЗу, КАМАЗу, а также зарубежным заказчикам.
Надежным является и обеспечение предприятий "Омскшины" сырьем и полуфабрикатами: по словам Триппеля, это стало возможным благодаря стабильному партнерскому взаимодействию Омского шинного комплекса с "СИБУРом".
Производственная же стабильность - гарантия стабильной и растущей зарплаты. Она в "Омскшине" увеличивается на 5-10% за квартал и, что не менее важно, выплачивается вовремя. А ведь и это можно считать весьма существенным достижением на фоне ситуации с зарплатами и сроками их выплаты чуть ли не во всех отраслях российской экономики.
...Ломать, как известно, не строить. Могут меняться экономические, да и политические системы стран, создаются даже новые государства. Но такие критерии, как профессионализм, продуктивность работы, ее качество не подвластны "идейным" и иным поветриям. Во всяком случае - в "Омскшине": здесь сохранились, хотя и в современных формах, соревнования между производственными бригадами, присваивают звания "Лучший по профессии", осуществляются и другие виды поощрений передовиков, новаторов производства. Как считает Триппель, такие меры убеждают людей в том, что их добросовестный труд нужен не только предприятию, но и всей стране. Может, и поэтому текучесть кадров у омских шинников - одна из минимальных в отрасли, и не первый год.
Кстати, "Омскшина" - один из немногих комплексов, сохранивших на своем попечении всю социальную сферу. По словам ее директора, компания "СИБУР", опять-таки в отличие от большинства других подобных структур, всячески способствует тому, чтобы омские шинные предприятия и впредь поддерживали свою "социалку", а не относились к ней как к "балласту", что столь свойственно многим российским предприятиям, компаниям, да и целым отраслям. Более того, с помощью "СИБУРа" работники "Омскшины" имеют возможность проводить отпуск и лечиться не только в России, но и в зарубежье - например, в Карловых Варах.
Иными словами, омские шинники имеют немало оснований быть уверенными и в сегодняшнем, и в завтрашнем дне. Гарантии тому - стабильная работа омского шинного комплекса и его надежное, взаимовыгодное партнерство с "СИБУРом".
Омск