0
1086
Газета Регионы России Интернет-версия

05.06.2001 00:00:00

"Чтоб ты жил на двенадцать процентов!"

Тэги: налог, бюджет


налог, бюджет

ВЕРТИКАЛЬ власти в нашей стране - несмотря на все старания по ее укреплению - остается конструкцией довольно неопределенной и зыбкой: кто кому подчинен, еще понятно, а вот в какой степени - уже вопрос. Но вертикаль власти приобретает алмазную твердость и непререкаемость, когда руководители регионов, чтобы залатать "тришкины кафтаны" областных бюджетов, забирают деньги отовсюду, где они есть, в том числе у муниципальных образований.

Старинный город Слободской, расположенный всего в 35 километрах от "столицы Вятской губернии" - Кирова, давно уже наводит уныние как на местных жителей, так и на приезжих. Еще лет десять назад жизнь здесь мало отличалась от жизни областного центра. Теперь даже центральная улица Советская зияет провалами пустых окон мертвых домов, закрываются магазины, разбит асфальт, который скребут подножками изношенные ржавые автобусы. Заморожены стройки - последний жилой дом был сдан здесь в эпоху "перестройки и ускорения".

Все это происходит на фоне позитивных перемен в жизни других городов области. Например, такого же райцентра Кирово-Чепецка, заасфальтированного, застроенного новыми современными домами, завешанного плакатами "Я люблю свой город". Значительно преобразился за последнее десятилетие город Вятские Поляны, с каскадом фонтанов, добротными магазинами, хорошо развитой инфраструктурой. И даже в совсем небольших вятских городках, где практически нет никакой промышленности, чувствуется подъем: в Нолинске и Уржуме ремонтируются заброшенные храмы, строятся красивые коттеджи, развивается торговля.

При этом в Слободском в последние годы относительно стабильно работала промышленность - мебельная фабрика, фанерный комбинат "Красный якорь", меховая фабрика "Белка". А такие предприятия, как спирт- и пивзавод, даже процветают. Город вышел на второе место (после Кирова) по размеру платежей в областной бюджет.

В чем же тогда причина упадка?

ЧЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЕШЬ, ТЕМ ХУЖЕ ЖИВЕШЬ

- Думаем, если бы местная власть захотела, то было бы лучше, - считают молодые родители врач Наталья и работник спиртзавода Андрей Цуркан.

- С ребенком негде погулять, коммунальные службы не работают, - говорит Наталья. - Врачам ужасно живется, у меня была ставка начинающего специалиста 450 рублей, с февраля стало 700. Живу за счет мужа. У нас для такого маленького городка очень много предприятий, но прибыль от них неизвестно где.

- Сегодня в Слободском нет интереса работать, - считает председатель городской Думы Виктор Ситчихин. - Когда тот, кто производит, живет хуже того, кто не производит, это невозможно объяснить. У нас на каждого жителя города приходится по две с половиной тысячи рублей в год. А в Унинском районе, где нет ни одного предприятия, где ничего, кроме сельхозпродукции, не производится, по 3600 рублей на душу.

Город, дающий львиную долю доходов, влачит жалкое существование. Бюджет не покрывает даже самых насущных нужд его жителей. Предприятия совершенно лишены стимула работать лучше: зачем, если завтра у тебя отберут? В области культивируется политика иждивенчества. В том же Унинском районе незачем работать: достаточно попросить, и все дадут. Но рано или поздно народ в Слободском скажет: сколько можно так жить? В Самарской и Саратовской областях 60% денег остается в муниципалитетах, остальное - области. Это нормально. А нас просто унижают: пока наши предприятия не работали, область ими не интересовалась. Как встали на ноги - все доходы с них сняли.

- Да, есть мертвые дома в центре, - говорит Альберт Корепанов, заместитель мэра Слободского. - Но, к примеру, гостиницу нашу кто-то купил и забросил. Мы с этим не можем разобраться. Администрация города упустила крупнейшее наше предприятие - меховую фабрику "Белка". Когда стали акции продавать, мы не проконтролировали. Поэтому ее всю распродали, "Белки" в городе нет. Теперь мы пытаемся не допустить подобного с пивоваренной компанией и спиртзаводом. Ходят слухи, что и их хотят скупить. Поэтому мы купили 51% акций пивоваренной компании.

Другая проблема: мы, слобожане, стареем. На 38,5 тыс. населения у нас 12 тыс. пенсионеров, около 6 тыс. детей и примерно 14 тыс. работоспособного населения. Средняя зарплата в городе 1200 руб., по району - тысяча с небольшим. Пенсии 1000-1100 руб., их скоро все за коммунальные услуги придется отдавать. Как люди будут жить? Все коммуникации рушатся, новых нет. В городе 50 котельных требуют ремонта и топлива. За последние 10 лет мы за счет бюджета не построили ни одного дома, очередь на жилье в городе огромная. Плюс безработица: сегодня промышленность города снова переживает спад. На мебельной фабрике, фанерном комбинате все отправлены в неоплачиваемые отпуска. Сырья нет, потому что весна ранняя: дороги растаяли, и лес не смогли вывезти с делянок. При всем при этом городу оставляют 12-15% от всех сборов.

ЗАПОВЕДНОЕ БОЛОТО

Владимир Чирков, депутат городской Думы, директор компании "Компьютер-Сервис":

- Молодые отсюда уезжают, специалистов вообще нет. Это мертвый город - работы нет, реализовать себя негде. Люди, живущие в Слободском, на работу ездят в Киров. Вроде бы и потенциал у города есть, много хороших предприятий. Но живут здесь по накатанному: пусть все идет, как сложилось. Это в первую очередь проблема местного руководства. И у нас нашлись бы люди, которые могут что-то делать. Но ничего не разрешают. Когда я еще не был депутатом, то пришел как-то к мэру Василию Кощееву с намерением помочь городу. Не просить денег, нет. Мы в Слободском единственная компьютерная фирма, хотели сеть развернуть, к Интернету город подключить - ну все, связанное с компьютерами и телефонией. Мне ответили: мэр не считает нужным с вами встречаться. Сразу мысли: да зачем же я здесь что-то делать буду! Болото!

Второе: чтобы что-то открыть, нужны помещения. И есть здания, которые освобождаются. Их тут же занимают контролирующие органы - налоговые и прочие. Но ведь скоро в городе налоги брать не с кого будет. Средних предпринимателей нет, прибыль крупных предприятий тут же забирает область.

Николай Полушкин, крупный местный предприниматель:

- Мой дед здесь своими руками знаменитые Талицкие пруды построил. Я хотел этот промысел возродить, восстановить каскад водоемов. 120 тонн живой рыбы в год городу бы давал. Мне городские власти аренду за болото установили - 80 тысяч рублей в год. Я же не дойная корова! А ведь деньги от этого дела оставались бы в городе, и люди были бы работой заняты. У меня сейчас 100 человек работают, отпуска, больничные всем оплачиваются, детские и прочие пособия у меня все получают. Хочу построить свинофермы, разводить рыбу, кроликов, может быть, норку. Деревни под городом вымирают, спиваются, а я бы там открыл производство, поставил бы всех на ноги. Мы уголь и мазут на город закупаем бог знает по какой цене. Я говорю: у нас в районе лесов навалом, давайте я буду по немецкой технологии опил в брикеты прессовать. Теплоотдача от этих брикетов огромная, а себестоимость - копейки. Никому это в городе неинтересно. Куда ни плюнь, работы навалом, деньги прямо под ногами валяются. А тут даже не хотят нагнуться и поднять. В городе куска земли не дадут тем, кто в местную власть денег на выборах не вкладывал. Покупают все кировские. А мы бы сделали так, чтобы деньги от нас в Киров не уезжали, а все здесь оставалось.

Мешает городу развиваться очень многое. Законы не работают. Меня, к примеру, грабили несколько раз. К спирт- и пивзаводу начали проявлять интерес криминальные структуры из других регионов, с Кавказа. Обстановка городскими властями не контролируется. Поэтому предприниматели здесь под "ментовскую крышу" уходят, чтобы спокойнее жилось. Мне бы легче сегодня было в Германию уехать и там бизнес начать, чем вятскую провинцию поднимать.

ВЛАСТЬ ИДЕТ "ПО КОЗЫРЯМ"

Бывший мэр Кирова Евгений Клевачкин в свое время демонстративно ушел в отставку, потому что не мог содержать город на 45% отчислений от собираемых налогов. Сегодняшний глава областного центра обходится 28%, постоянно конфликтуя по этому поводу с областными властями. Но как можно жить на 12%? Похоже, Слободской не зря называют "мертвым" городом: при таком раскладе будущего у него нет. Как и у сотен подобных российских городов, где происходит примерно то же самое.

Почему? Потому что в вертикали власти за изъятие доходов у муниципальных образований и их перераспределение никто ответственности не несет. О законах мы уже сказали. Гораздо сильнее действуют личные отношения: к примеру, в соседнем со Слободским Кирово-Чепецке жизнь неизмеримо лучше, потому что фактический хозяин города - генеральный директор химкомбината Борис Дрождин - ставленник губернатора. Естественно, из Чепецка последние соки выжимать не будут, хотя по платежам в область этот город вполне мог бы занимать первое место. Свои контраргументы против обираловки найдутся и в Вятских Полянах: у дирекции местного градообразующего оборонного предприятия обширные связи в министерствах. Глава Унинского района Петр Полянцев - председатель комитета по бюджету областной Думы, авторитетная личность, а также "особа, приближенная к губернатору". А в Слободском подобных козырей на руках не оказалось.

Зато у областных властей козыри всегда имеются и без дела не лежат. Без сомнения, снижение отчислений, идущих на нужды города Кирова, с 45 до 28% было связано со стремлением губернатора Владимира Сергеенкова дискредитировать неугодного ему мэра Киселева, вызвать недовольство горожан, а в итоге "поставить на город" своего человека. Киселев пытается отстаивать самостоятельность в принципиальных вопросах, прежде всего бюджетных. Большинство же глав муниципальных образований и районные Думы предпочитают не лезть на рожон и довольствоваться тем, что дают. А то как бы и это не отобрали.

Кировская область


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
735
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
759
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1480
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2251

Другие новости