ВПЕРВЫЕ за десять лет своего существования комитет парламентского контроля Госсовета РТ решил передать в прокуратуру материалы очередной проверки. Речь, в частности, идет о нерациональном использовании бюджетных средств, выделяемых на паях с федеральным Центром на строительство моста через Каму, казанского метро и реконструкцию международного аэропорта "Казань".
К слову сказать, аэропортом республиканская прокуратура уже занимается, но исходным материалом следователям служат результаты проверки КРУ РФ по РТ, по которым транспортная прокуратура республики, реорганизованная нынче в Департамент прокуратуры, еще в октябре 1999 г. грозилась привлечь к уголовной ответственности генерального директора АО "Международный аэропорт "Казань" Азата Хакимуллина, да так и не собралась с духом... Хотя 80% всех обнародованных парламентской комиссией фактов по международному аэропорту были зафиксированы ревизорами КРУ еще два года назад. Признаться, намерениями комитета парламентского контроля тоже особо никто не обольщается. Скорее всего парламентарии ограничатся тем, что провинившихся руководителей ОАО "Мосты республики Татарстан", коммунального предприятия "Казметрострой" и АО "Международный аэропорт "Казань" пригласят на заседание так называемого "малого парламента" Госсовета, где и поругают за нецелевое использование бюджетных средств, исчисляемых парой миллионов долларов и 173 миллионами рублей...
Окружению премьер-министра Татарстана, равно как и парламентскому контролю, хорошо известно, что курирующий все эти стройки и реконструкции вице-премьер республиканского правительства Владимир Швецов неравнодушен к автозаправочным станциям. Он строит их на бюджетные средства при каждом удобном случае. При этом умеет так ловко увести от налогообложения прибыль АЗС, что только ожидаемые перестановки в татарском правительстве помогли парламентским контролерам обнаружить, что строительство моста через Каму началось опять-таки со строительства АЗС. Три автозаправки уже два года приносят прибыль, но не "Мостам РТ". Еще две достраиваются. Без малого 8 млн. руб. было израсходовано на их строительство, 3 млн. потеряли "Мосты РТ" на бартерных сделках, 33 млн. израсходовали якобы на строительство жилья для рабочих-мостостроителей, которые до сих пор живут в палатках, да на 530 тыс. долл. "кинула" мостостроителей фирма "British European Marketing LTD" (Великобритания).
В марте 1997 г. республика решила внести свою долю в строительство моста не живыми деньгами, а высокосернистой сырой нефтью, которую взялся переработать Кременчугский НПЗ на Украине. Для этой небольшой сделки между Татарстаном и руководством Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, треть акций которого принадлежат Татарстану, по некоторым причинам потребовался посредник. И вице-премьер татарского правительства Владимир Швецов нашел такую зарубежную фирму, на счетах которой и осела выручка от реализации переработанной нефти.
Сырой нефтью правительство РТ обещало расплатиться и с французской фирмой "Томсон", заключив с ней контракт на поставку аэронавигационного оборудования для системы управления воздушным движением в АО "Международный аэропорт "Казань" на сумму 152 млн. 243 тыс. франков. Посредником выступила ОАО "Сувар". Скандальную славу пионеру "субъекта международного права" принес нефтяной скандал с турецким бизнесменом Дегере - тогда обе стороны клялись, что одна другую объегорила. На этот раз "Сувар" вывел из терпения французский банк срывом поставок нефти, после чего тот выставил правительству РТ штрафные санкции в размере 1 млн. 13 тыс. 902 долл. Скандалом со стажем можно назвать и получивший отражение в документах парламентской проверки давно известный правительству РТ и вице-премьеру Владимиру Швецову лично факт продажи базы ГСМ международного аэропорта ЗАО "Татнефтеавиасервис" не просто по остаточной стоимости, а совсем даром - всего за 7,8 млн. руб., объяснив этот жест доброй воли тем, что позарез-де нужны деньги на реконструкцию. Однако, как выяснили контролеры, вырученные деньги ушли на погашение кредиторской задолженности аэропорта.
Профсоюзы гражданской авиации во главе со своим лидером Гизатуллой Бильдановым уже десять лет бьют во все колокола, чтобы привлечь внимание к разворовыванию переданной в 1991 г. в собственность республики гражданской авиации. На момент передачи Татария имела 36 аэродромов, 25 аэропортов и 83 самолета. Сейчас и трети не осталось от того, что было. Самолетов, например, осталось вообще не более 20. На жизнь Гизатуллы Бильданова было совершено покушение. Он чудом остался жив, с тех пор два раза в год должен по месяцу проводить в стационаре, а его лицо теперь уж навсегда сохранит следы той страшной расправы. И все-таки Бильданов сумел достучаться до президента Шаймиева, признавшего, что гражданская авиация разворована.
Однако предприимчивого генерального директора аэропорта и курирующего его вице-премьера Владимира Швецова нелестная оценка президента Шаймиева не смутила. Используя производственные мощности и просторы аэропорта в интересах своего бизнеса, они в 1996-1998 гг. на средства Дорожного фонда РТ построили в аэропорту производственную базу, передав ее затем в аренду ОАО "Каздорстрой". Поскольку аренда не была документально оформлена, то и 18 млн. налогов в бюджет не поступили. На территории построенной производственной базы комиссия парламентского контроля обнаружила два цементных завода, которые опять же не были юридически оформлены. Теперь только прокуратура, если материалам парламентской проверки все-таки дадут ход, посчитает, какую прибыль приносили эти заводы их хозяевам. А заодно разберется и с 1 млн. 324 тыс. руб., которые пошли на засеивание травой международного аэропорта.
Казань