Одной из главных интриг завершающейся губернаторской предвыборной кампании в Приморье была лотерея под условным названием "Найди уши Наздратенко". Мнительные избиратели, не говоря уже о журналистах, политиках и политологах, терялись в догадках, какую ставку в нынешней губернаторской гонке сделает скоропостижно смещенный в феврале приморский "батька". То, что такая ставка обязательно будет сделана, изначально не подвергалось сомнению: никто не верил, что Евгений Наздратенко, железной рукой руливший краем без малого восемь лет, бросит все "на самотек" и всецело сосредоточится на руководстве российским рыболовством.
Однако с определением "наследника" вышла большая закавыка. Сам Евгений Иванович старательно отмалчивался на сей счет на протяжении двух с половиной месяцев. Публика же мучительно пыталась угадать реинкарнированного "Наздрата" по косвенным признакам.
В первую очередь подозрение пало на двух участников предвыборной гонки - спикера краевой Думы Сергея Жекова и и.о. губернатора Валентина Дубинина.
Жеков в свое время был посажен в кресло председателя местного парламента с подачи Наздратенко и имел устойчивую репутацию "губернаторского человека". С его приходом к руководству Думы депутатская фронда по отношению к исполнительной власти была сведена к минимуму, и парламент послушно штамповал решения губернатора.
Валентин же Дубинин был первым вице-губернатором в администрации Наздратенко все годы ее существования. Правда, в отношении него с самого начала существовали серьезные сомнения: приморская политтусовка хорошо знала о том, что Дубинин всегда старался держаться обособленно и, в отличие от Жекова, никогда не входил в круг ближайших сподвижников "батьки". Недаром именно он был оставлен "на хозяйстве" тогда, когда сам Наздратенко и половина его вице-губернаторов были отправлены в отставку.
С другой стороны, уже первые недели кампании показали, что Сергей Жеков - абсолютно непроходная фигура. Его рейтинг весь забег топтался на отметке 1-1,5%, а стратегия кампании казалась изначально ошибочной: спикер сделал основной упор на резкой критике двух основных кандидатов - Дубинина и Апанасенко, не будучи в состоянии предложить публике перечень собственных заслуг.
Полпред президента в Дальневосточном округе Константин Пуликовский, имеющий свой интерес в приморской политике и активно проталкивающий в кресло губернатора своего первого зама Геннадия Апанасенко, судя по всему, поколебавшись, посчитал "человеком Наздратенко" именно Дубинина. Этим обстоятельством он, в частности, объяснял успешную раскрутку и.о. губернатора - за полтора месяца Дубинин, стартовав с конца списка, вырвался в лидеры гонки.
Именно на Дубинина и была обрушена вся огневая мощь команды Пуликовского-Апанасенко, включая московские связи и административный ресурс полпредства. В конечном итоге благодаря целому ряду ошибок эта атака захлебнулась и, более того, бумерангом ударила по самому Апанасенко: откровенное давление на Дубинина со стороны Москвы и Хабаровска (где располагается Пуликовский) сделало из него героя в глазах большой части приморцев, не любящих указок со стороны, а вскоре последовавшее разоблачение легенды об Апанасенко - "кандидате Путина" окончательно превратило выдвиженца полпреда в одиозную фигуру.
Пока шло генеральное сражение между Дубининым и Пуликовским, в сторонке активно и грамотно "раскручивался" третий кандидат - доселе никому не известный бизнесмен, глава рыбодобывающей компании "Ролиз" Сергей Дарькин. Коронным номером Дарькина стала уборка городских улиц нанятыми им студентами под лозунгом "Нам здесь жить!". Свободная от личностной критики в адрес оппонентов и при этом очень напористая и дорогостоящая кампания позволила бизнесмену буквально за три недели приблизиться к отметке в 10%, что при существующем раскладе сил делает вполне вероятным его выход во второй тур.
Это обстоятельство заставило наблюдателей обратить наконец внимание на таинственный феномен. Обнаружилось, что фигура Дарькина, еще месяц назад неизвестная широкой публике, очень даже хорошо известна в узких специфических кругах, а одним из создателей компании "Ролиз" был крупнейший приморский авторитет Баул, убитый при загадочных обстоятельствах несколько лет назад. Именно гибель компаньона принесла Дарькину реальный контроль над делами и укрепила его положение в теневом мире Владивостока. В дальнейшем Дарькин участвовал в создании банка "Приморье" - "карманного" банка наздратенковской администрации.
Но своеобразная биография стала не единственным открытием для потрясенных журналистов. Оказалось, что одним из руководителей предвыборной кампании Дарькина является бывший пресс-секретарь Назратенко и его доверенный человек Наталья Встовская, а главными рупорами - газеты и телекомпания, руководимые ее мужем Андреем Холенко. Константин Толстошеин, поставленный на должность и.о. губернатора после ухода Дубинина в предвыборный отпуск не без содействия Пуликовского (в расчете навредить Дубинину), покровительствует дарькинской кампании. А мэр Владивостока Юрий Копылов, также причисляемый к союзникам Пуликовского, ведет агитацию за Апанасенко в муниципальной газете так своеобразно, что эта агитация больше похожа на компрометацию. И Толстошеин, и Копылов - люди из ближнего круга Наздратенко. Кроме того, и на Дарькина, и на Сергея Жекова работает одна и та же московская имиджмейкерская фирма.
Таким образом, сама собой напросилась версия: Дарькин и Жеков идут в паре, действуя по сценарию, написанному "батькой Наздратом". При этом Жеков выступает в неблагодарной роли "мочильщика" конкурентов, позволяя Дарькину играть в "рыцарство" и не марать руки о "чернуху".
Не успела эта версия выплеснуться на страницы газет, как команда Дарькина раскрыла карты. В пятницу, 18 мая, Евгений Наздратенко собственной персоной выступил с хвалебным словом в адрес главы "Ролиза", заявив, в частности: "Он будет хорошим приобретением для Приморья. И, если станет губернатором, у края будет нормальная экономическая перспектива". Тут же свергнутый "батька" не преминул лягнуть своего бывшего зама Валентина Дубинина, свалив на него вину за провалы, допущенные краевой властью в предыдущие годы.
Итак, Евгений Иванович блистательно доказал, что по-прежнему является одним из самых сильных политиков в Приморье. Хитрых, во всяком случае, точно. Воспользовавшись дымовой завесой, образовавшейся вследствие горячей драки между полпредом Пуликовским и Дубининым, проведя ряд отвлекающих маневров (вроде выдвижения Жекова), Наздратенко вывел в лидирующую группу кандидатов на губернаторство своего человека. И продержал этот факт в тайне до самого последнего момента, до последних дней избирательной кампании, завершающейся 27 мая.
Карты будут раскрыты тогда, когда времени на то, чтобы побить их, ни у конкурентов Дарькина, ни у полпреда Пуликовского, ни у Кремля практически не останется.
Владивосток