ЗАВТРА ровно год, как президент России объявил о кардинальной реорганизации института своих полномочных представителей в регионах. Тамошних политиков сей шаг, судя по всему, должен был застать врасплох, и это вполне удалось. Ведь даже весьма искушенные из них, комментируя в ту пору по горячим следам указ Владимира Путина, говорили, что он "ослабляет вертикаль исполнительной власти", поскольку, мол, новообразованные федеральные округа слишком велики.
Персональный состав полпредов - пять генералов, экс-министр и даже бывший глава правительства - лишь подлил масла в огонь разгоравшейся интриги. А когда стали известны основные задачи, возлагаемые на реорганизованную структуру (от реализации в федеральном округе госполитики кадровой вплоть до внутренней вообще и даже внешней), очертания ее в глазах региональных лидеров затмили солнце.
Здесь еще раз надо отдать должное президенту, который, между прочим, обмолвился, что сам, мол, "с некоторой тревогой" размышляет о возможности разрастания функций своих представителей. А рассуждая вслух о том, кто же все-таки - губернаторы или полпреды - стоит выше в государственной иерархии, выдал замечательную формулировку: "Они разные".
Отчасти сбитые с толку региональные начальники попытались трактовать президентское новшество как сигнал к действию. В нескольких областях началась "нарезка" территорий на местные округа (в Карелии один энтузиаст пытался провести ее и на районном уровне), куда г-да губернаторы, в свою очередь, вознамерились назначить собственных полпредов. Объяснение этому они, не мудрствуя лукаво, позаимствовали у Кремля: пора ужесточить контроль за выделяемыми муниципалиям деньгами, да и вообще усилить дисциплину.
Но если все подобные губернские потуги обречены иметь характер пародии, то достижения президентских представителей теперь приходится оценивать всерьез. Напугать (или по крайней мере озадачить) на время региональных правителей они более-менее сумели. Не составило труда им и втянуться в деятельность по раздаче государственных наград и званий вкупе с президентскими благодарностями (что вменяется полпредам в числе должностных обязанностей).
Однако первым серьезным испытанием стали для них выборы глав регионов. Задачи определил на осеннем совещании в Кремле сам президент: содействовать избирательным комиссиям, а также обеспечить населению доступ к достоверной информации о кандидатах. Еще Владимир Путин подчеркнул: у президента с претендентами на должность главы региона особых отношений быть не может, поэтому они и возникли у его представителей.
Нельзя сказать, что выборная эпопея в целом принесла полпредам лавры, но на семерых достижений как будто хватило. К тому же специфика их деятельности требует налаживания взаимодействия с региональными лидерами независимо от степени дружественности таковых Кремлю, тем более самому представителю. На этой стезе иные полпреды даже принялись стелить другой стороне "соломку". Например, представители руководства Сибирского округа публично пообещали, что их аппарат будет пополняться за счет бывших губернаторов. На худой конец, посулили они, подыщем отставнику должность в территориальном управлении какого-то еще федерального ведомства.
Одновременно полпреды начали собирать вокруг себя местных политиков и бизнесменов, в том числе и для того, чтобы "оттянуть" силы у региональных начальников. Кто-то преуспел в этом больше, кто-то меньше, но разного рода консультативными и экспертными советами обросли все. Практическая польза подобных начинаний, как правило, не соответствует уровню поднятого вокруг них шума, зато годится для разговоров об усилении влияния. Кстати, оба полпреда из "гражданских", неплохо, видимо, "продвинутые" насчет создания имиджа, быстрее остальных наладили хорошие контакты с прессой и пожинают теперь более увесистые плоды.
Впрочем, реально все президентские наместники в заслугу себе могут поставить начавшееся исправление регионального законодательства. И почти все они, кстати, уже рапортовали о том, что работа сия выполнена процентов на 70-80. Если это и так, то оставшиеся 20-30 потребуют несравнимо больше времени и сил.
Несложно привести в единообразие с общероссийскими законами и Конституцией соответствующие региональные документы. Куда сложнее выправить сегодня кипы подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов, регулирующих отношения между гражданами, госструктурами, между местными властями и федеральными учреждениями. Еще только предстоит разграничить, наконец, на деле полномочия между чиновниками разных уровней и ведомственной принадлежности, чтобы было четко известно, кто и за что отвечает в стране сверху донизу.
Правда, важность этого аппарат полномочных представительств наверняка уже почувствовал и на собственной шкуре. Во многих регионах сегодня открыты общественные приемные, куда могут обращаться натерпевшиеся граждане. (Так что если рассматривать институт полпредов еще и как клапан для выпускания социального пара, то в этом он определенно сколько-то преуспел.) Причем поводы у них, как водится в стране, где давно уже мало на что можно сыскать управу, зачастую плохо соответствуют уровню столь высокой инстанции.
И все-таки население предпочитает обивать пороги федеральной структуры, нежели обращаться в суд, поскольку по опыту знает, что первый вариант сегодня сулит гораздо меньше мытарств. Однако и полпредствам он ничего хорошего не обещает: понятно, что с таким наплывом жалобщиков им просто не совладать, да и задачи перед ними стоят, кажется, совсем иные.
Другое дело, что за прошедший год институт президентских представителей так и остался явлением, с одной стороны - величественным и многообещающим, с другой - малопонятным и в возможностях ограниченным. Даже в отношениях с самим главой государства полпреды далеко не всегда могут обращаться к нему напрямую - ведь оперативно они подчиняются руководителю президентской администрации. А по сути, несмотря на собственное название, так до сих пор и не получили четко очерченных полномочий.
Разумеется, это не мешает им заниматься, скажем, упорядочиванием территориальных органов федеральных министерств и ведомств - прав на это у полпредств никто не оспаривает. Непонятно только, какие сложные проблемы (и как долго) они всерьез смогут решать дальше, опираясь лишь на авторитет породившего их Кремля.
И уж если вести речь о выстраивании пресловутой вертикали власти, ясно, что в демократическом государстве она не может существовать без нормальной судебной системы. Страна просто не может больше жить без действительно независимого (а сегодня прежде всего от региональных правителей) суда. Но как полпреды могут на деле способствовать проведению такой реформы, если нынешний статус позволяет им участвовать в ней разве что в качестве агитаторов? Последнее, конечно, тоже полезно, вот только президентские ли представители для этого нужны?
P.S. На протяжении двух последних месяцев "НГ" дала портреты всех представителей президента в федеральных округах РФ, которые публиковались под рубрикой "Профессия - полпред президента":
"Сергей Кириенко: "Служивый боярин" или неудовлетворенный политик" ("НГ" от 12.03), "Сибирский дипломат" о Леониде Драчевском (14.03), "Затянувшаяся разведка в тылу врага" о Петре Латышеве (22.03), "Вертикаль власти, или Шест для голых амбиций" о Константине Пуликовском (24.03), "Виктор Черкесов решает все" (11.04), "Южное "око государево" о Викторе Казанцеве (19.04), "Центральный - округ контрастов" о Георгии Полтавченко (25.04).