Сам факт смены власти в Тюменской области, как к этому ни относиться, еще нескоро перейдет в разряд отживших. Во-первых, в силу, прямо скажем, колоссального значения региона в экономике страны. А во-вторых, из-за весьма запутанной политической ситуации, сложившейся здесь во многом благодаря затейливости административно-территориального устройства.
Она развивалась в последние годы при участии Сергея Собянина, принявшего в конце января бразды правления областью. Один из самых молодых новичков губернаторского корпуса, он тем не менее относится к числу самых заметных политиков страны. Общероссийскую известность Сергею Собянину принесла деятельность в Совете Федерации (он входил туда как председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа), в частности, в качестве председателя комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
Будучи уроженцем Тюменского Севера, нынешний губернатор области воочию наблюдал историю взаимоотношений трех входящих в нее регионов. Она, как известно, в последние годы вылилась в непрерывное противостояние северных автономий (округов) и юга (непосредственно Тюмени). Последний, оставаясь формальным "опекуном" первых (в то время, как они уже переросли его и экономически, и политически), пытался по старинке претендовать на общерегиональное администрирование. В ответ округа в конце концов решили проблему на уровне персоналий: выдвинули на областных выборах единого кандидата, Сергея Собянина, и помогли ему одержать победу.
Программа, с которой он добился признания у избирателей, во многом строилась на большей интеграции богатого севера с куда более бедным югом региона. И уже в феврале эта предвыборная платформа начала воплощаться в действительность. Губернаторы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов заключили с тюменским соглашение о сотрудничестве. В рамках его северяне, например, участвуют в инвестиционном фонде (созданном для развития юга области), чей бюджет ежегодно должен составлять не менее 15 млрд. рублей.
Подписание этого документа стало первым значительным достижением Сергея Собянина на новом поприще. Однако ему еще предстоит совладать с ворохом хозяйственных забот и проблем, которых предостаточно у тюменского губернатора. Есть среди них и застарелые - на юге области многие люди мало того что до сих пор лишены возможности пользоваться газом, им еще и не хватает питьевой воды. Правда, на предыдущей должности заместителя полпреда президента России по Уральскому федеральному округу Собянин курировал именно вопросы социально-экономического развития. Да и вообще за плечами у него довольно богатый опыт решения житейских неурядиц, например, еще в 27-летнем возрасте ему довелось возглавить управление жилищно-коммунального хозяйства г. Когалыма.
Позднее (в конце 1991 г.) он стал и тамошним мэром - в пору, когда в этом городе нефтедобытчиков вовсю шло "перетягивание каната" в первенстве за власть и влияние. На таком фоне в Когалыме тогда происходили перебои с выдачей зарплаты и завозом продуктов, что, в свою очередь, вызывало забастовки и митинги. Начальство же местных предприятий жестко противостояло городскому руководству. Однако Собянину, рассказывают, удалось покончить с общим раздраем меньше чем за полгода.
С той самой поры его сильной стороной слывет умение обходить острые углы и выстраивать с оппонентами отношения пусть не дружбы, но хотя бы партнерства. Он также слывет человеком, соблюдающим договоренности. Последний пример тому - формирование его нынешней администрации. Еще до избрания Собянин и главы автономных округов решили, что областное начальство будет состоять из представителей как юга, так и обеих северных территорий. Именно так в итоге и произошло.
Одновременно новый губернатор сменил почти всех глав южных районов, пообещав попутно выяснить, откуда в муниципалиях взялись многомиллионные долги по зарплате. (Ведь дотации всем им были выплачены полностью.) Такая строгость продиктована необходимостью: областной бюджет по традиции дефицитен (в этом году разрыв в доходах и расходах - более миллиарда). Причем почти треть его "съедает" как раз помощь бюджетам муниципальных образований.
Впрочем, далеко не все тюменские проблемы можно решить на региональном уровне, и губернатор Собянин, надо полагать, будет пытаться втолковать это федеральному Центру. Взять хотя бы так и не улаженные пока в главном взаимоотношения региона с входящими в него автономными округами. Они злободневны не для одной лишь Тюменской области, поэтому на сей счет есть уже и проект федерального закона. Однако тюменская ситуация на общем фоне уникальна, и представители ее территорий полагают, что их региону нужен закон отдельный.
И здесь Сергей Собянин волей-неволей попадает в очень непростое положение. Ведь ему, как главе области, теперь необходимо еще и отстаивать перед севером интересы тюменского юга. И это, пожалуй, станет для него главным экзаменом на политическую прочность и зрелость.
Кстати, сам новоиспеченный губернатор как-то рассказывал, что за две недели до его свадьбы (еще во времена начальствования над когалымским жилкоммунхозом) случилась нешуточная авария на городском теплопроводе. Поэтому вся предсвадебная подготовка для него вылилась в ремонт теплосетей и замену радиаторов в подъездах. И долго еще по завершении всей катавасии Собянин по привычке протягивал руку к батарее, проверяя кондиции нагрева. Делать это ему, пожалуй, придется и теперь - в отношениях с северными земляками.
Тюмень