0
998
Газета Регионы России Интернет-версия

25.04.2001 00:00:00

Центральный - округ контрастов

Тэги: полтавченко, полпред, округ


полтавченко, полпред, округ

Георгию Сергеевичу Полтавченко достался интересный округ. Пользуясь старым идеологическим клише, можно сказать: округ контрастов. Всего 3,4% территории Российской Федерации - но на этой территории живет четверть всего населения страны, экономика округа дает России 44% бюджетных поступлений, 26% - валовой продукции. Здесь соседствуют богатая и более чем самостоятельная Москва, вполне успешная Липецкая область и впавшие в глубокую депрессию Брянская и Тамбовская. Крайне непроста и политическая карта Центрального федерального округа. "Галерея" губернаторов подобралась на редкость - конечно, любой руководитель субъекта Федерации непрост, но какой еще округ может похвастаться такими влиятельными и независимыми фигурами, как Егор Строев или Юрий Лужков? Когда Полтавченко еще только принимал "хозяйство", в губернаторском корпусе округа действовали сразу два героя-революционера (или контрреволюционера - кому как нравится): член ГКЧП Василий Стародубцев и его победитель Александр Руцкой, он же неудавшийся мятежник 1993-го. Теперь "победитель" сошел, по крайней мере на время, с политической сцены, зато "побежденный" процветает. И случайно ли курские и тульские выборы оказались едва ли не самыми скандальными за последние несколько месяцев?

Недалеко от Москвы - далеко не Москва

Огромный разрыв между уровнем жизни столицы и других регионов, входящих в округ, создают немалые сложности в работе полпреда. Приехав по ходу знакомства с округом в Брянскую область, Георгий Полтавченко обнаружил, что минимальный прожиточный уровень там составляет около 700 руб. Большинству москвичей трудно это даже представить, но более 40% жителей Брянской области умудряются обходиться и меньшими суммами - а куда деваться?

В российской провинции давно, с советских времен, укрепилось отношение к Москве как к насосу, выкачивающему из страны ресурсы, то есть, попросту говоря, как к городу, живущему за счет страны. Ресурсы в разное время выкачивались в разных формах: зерном, колбасой... Сегодня время "колбасных электричек", то есть принципов натурального хозяйства в отношениях между столицей и провинцией, прошло, теперь Москва по-рыночному просто и эффективно вместо "натуры" сгребает под себя деньги. От этого доброжелательности к ней в остальной России не прибавилось. Но вот год назад образование федеральных округов узаконило перечень "ближайших родственников" преуспевающей столицы. Их оказалось не 89, как раньше, а всего-то 17. Уже круг - теснее связи, ближайшие могут уже не только просить, но и требовать чего-то от богатого родственника (более дальнее родство остальных, видимо, не дает им оснований для серьезных претензий). А во главе узкого семейного круга оказался совсем даже не москвич, человек со стороны. Москва забеспокоилась.

Георгий Полтавченко постарался успокоить москвичей, он заявил, что "нет и не было никаких планов уравновесить регионы округа за счет Москвы, мы не планируем опустить Москву до уровня экономически слабых областей, а наоборот, планируем поднять уровень жизни населения, например, экономически слабой Брянской области до уровня Москвы".

В региональных связях замечен не был

Занявшись укреплением вертикали власти, президент Путин ввел в эту вертикаль принципиально новое звено - "средний класс". Полпреды в федеральных округах сразу же оказались удалены от регионального уровня, а значит, и свободны от региональных связей, которые обладают способностью связывать по рукам и по ногам. Георгий Полтавченко - один из самых ярких примеров в этом смысле. До своего назначения он не только не был связан с региональными элитами на территории Центрального федерального округа - он в нем вообще практически не бывал, за исключением, естественно, Москвы (а в округе 18 субъектов РФ!). Но, как говаривал Козьма Прутков, "чиновник не должен бояться незнания, ибо каждое новое дело он прочтет", и Полтавченко за несколько месяцев основательно изучил свой округ. Вопрос в другом. Можно ли всерьез говорить о том, что в пределах самого округа, столь богатого человеческими ресурсами, не нашлось сильного управленца? Неужели нет их среди нынешних столичных политиков - выходцев из регионов округа? Вопросы, естественно, риторические, и ответ очевиден: от нового звена власти президенту нужны: во-первых, надежность и преданность, а уж только во-вторых, какие-то достижения и изменения в экономике, социальной сфере и т.д.

Никогда не добиться?..

Первоочередной задачей во всех округах стало приведение местного законодательства в соответствие с федеральным. Нетрудно догадаться, чего в связи с этим ждали "широкие народные массы" от Полтавченко: отмены московских правил регистрации приезжих. Полтавченко весьма решительно и определенно заявил, что скоро Юрию Лужкову придется отменить распоряжение об обязательной регистрации всех, приезжающих в Москву более чем на трое суток, подчеркнув, что столице не будет в этом плане предоставлено "никаких преференций". Он даже посоветовал москвичам не бояться большого наплыва приезжих и переселенцев, потому что "люди в областях округа любят свою малую родину, и серьезной миграции внутри Центрального округа ожидать не приходится". Но вскоре выяснилось, что полпред настроен далеко не так бескомпромиссно, как могло показаться. Во-первых, было объявлено, что работу по "приведению в соответствие" Полтавченко начнет с других регионов, а до Москвы очередь дойдет на заключительном этапе. Затем последовали уточнения позиции: не следует, дескать, забывать и о правах жителей столицы, каковые могут быть нарушены, если поток переселенцев все-таки хлынет, - ведь далеко не только рязанцы и владимирцы рады бы попытать счастья на плодородных московских угодьях.

Со временем стало ясно, что полпред и московский мэр сориться не намерены. Это вовсе не означает, что Полтавченко может отказаться от мысли привести московское законодательство в соответствие федеральному - (да это и не он решает, а его высокое руководство). И, между прочим, оно приводится в соответствие. Свидетельством тому недавние судебные решения по структуре власти и распределению полномочий в столичном правительстве. Но полпред действует постепенно, осторожно и дипломатично. Зачем требовать от Лужкова уступок там и тогда, где и когда он их делать не собирается? Власть полпреда высока. Власть руководителей субъектов Федерации реальна.

Осенне-зимняя кампания: победы и поражения

Осенью прошлого года у полпреда Полтавченко началась страдная пора: выборы губернаторов. Она, конечно, как всякая страда (то есть почти стихийное бедствие), не обошла ни одного из полномочной семерки, но Георгию Сергеевичу особенно досталось, ни в одном округе не было столько выборных кампаний сразу: уже в октябре-декабре выборы прошли почти в половине регионов его округа, продолжаются они и сейчас. И проходят по-разному.

В Калуге, где бывший губернатор Валерий Сударенков заранее сообщил, что свою кандидатуру выставлять не станет, и назвал калужанам желательного преемника, людям стало до такой степени неинтересно, что выборы едва не сорвались из-за плохой явки. В благополучной Владимирской области действующий губернатор Николай Виноградов без особых проблем продлил полномочия, получив более 65% голосов. В других краях разворачивались сюжеты подраматичнее.

Всем памятен скандал в Курске со снятием с дистанции в самый последний момент действовавшего тогда губернатора Александра Руцкого. Благостные разъяснения разных высокопоставленных лиц (кстати, Полтавченко в этом вроде бы замечен не был), что мы, дескать, имеем дело с торжеством закона, а то и (страшно сказать!) становлением правового государства, мало кого убедили. Все поняли, что Кремль сделал этот ошеломляющий ход, чтобы сменить хозяина области. Ответный ход (не со стороны Руцкого) оказался не менее ошеломляющим для самого Кремля: на выборах победил коммунист Александр Михайлов. Это бы еще полбеды, но в победной эйфории новый губернатор слишком разоткровенничался и заявил, что уж теперь-то он поборется с евреями, причем бороться собрался плечо к плечу с президентом. Дипломатическая миссия - вразумить зарвавшегося борца - досталась полпреду. Что такое убедительное сказал Полтавченко Михайлову, неизвестно, но губернатор слегка образумился (или хотя бы сделал вид).

Но в целом бойцы "красного пояса" могут быть удовлетворены результатами осенне-зимней кампании. В Рязани Вячеслав Любимов при поддержке КПРФ, и НПСР избран на следующий срок, хотя и со второго тура. В Иваново, на родине первого Совета, первый секретарь обкома КПРФ депутат Госдумы Владимир Тихонов выиграл выборы в борьбе с сильным соперником - председателем областного правительства Анатолием Головковым, которого поддерживало "Единство". В Туле победил самый "красный" из всех председателей колхоза Василий Стародубцев. Пожалуй, только в Воронежской области выборы прошли по кремлевскому сценарию: бывший губернатор Иван Шабанов проиграл выборы начальнику областного управления ФСБ Владимиру Кулакову.

После таких выборов Георгию Полтавченко как человеку разумному и хладнокровному (опыт работы в КГБ и налоговой полиции к тому обязывает) оставалось только сказать самому себе, слегка перефразировав широко известную историческую фразу: "Других губернаторов у меня для вас, товарищ Полтавченко, нет", - и заняться хозяйством.

На острие генеральной линии

В конце 2000 года в Тамбове прошло окружное совещание по проблемам экономики. Там Георгий Полтавченко, по сути дела, заявил о необходимости усиления политического руководства экономикой и централизации управления ею: "Без политического руководства, как показывает опыт последних лет, руководство хозяйством малоэффективно, оно тонет в мозаике местных и частных интересов. В результате - общие задачи не решаются". Правда, далее полпред ссылался не столько на Госплан, сколько на знаменитых экономистов Леонтьева и Канторовича, чьи теории долгосрочного планирования и прогнозирования используются в самых развитых странах мира.

В Тамбове обсуждалось много более частных проблем. Например, необходимость восстановления межрегиональных связей, разрушенных в последнее десятилетие, когда областные начальники, боясь потерять свое призрачное экономическое преимущество над соседями, отгораживались от них шлагбаумами, рогатками, запретами на вывоз продукции из регионов. Справиться с этой бедой полпреду Полтавченко вполне по силам, тем более и региональные бароны поняли, что потеряли больше, чем приобрели. Что же касается централизации политического (читай: государственного) управления экономикой, Георгий Сергеевич, говоря об этом, скорее всего, играет лишь роль ретранслятора. Централизация, по самой сути своей, может исходить только из Центра. И если полпреду Центрального округа поручено было сказать, что централизация необходима, это скорее всего означает, что мобилизационные планы не только подготовлены (такие вещи делаются заранее), но уже и пакеты с надписью "Открыть в день Икс" вынуты из сейфов.

В случае же, если по какой-то политической (вероятность - выше средней), экономической (вероятность - ниже средней) или просто интриганской (высокая вероятность) причине пакеты придется убрать в сейфы до более подходящих времен, всегда есть под рукой крайний, который несвоевременно выступил с заявлением, искажающим генеральную линию. Не потому ли в последнее время Георгий Полтавченко проявляет несколько неожиданную политическую активность?

Полномочия с неба не падают

Еще в ноябре 2000 г. Полтавченко провел серию встреч с мэрами крупнейших городов округа, причем встречи носили закрытый характер, без приглашения прессы. Результатом стало решение о создании совета мэров областных центров. Очевидно, что кроме решения чисто хозяйственных проблем эти шаги полпреда имеют и стратегическую цель политического характера. В Центральном федеральном округе жители городов составляют от 35 до 60% населения, то есть за мэрами стоит весьма значительная сила, в их руках сосредоточены и значительные средства. Союз полпреда с градоначальниками укрепил его позиции в неизбежном (при всей дипломатии) противостоянии с губернаторским корпусом и не только с ним.

В январе нынешнего года стало известно, что Владимир Путин решил передать семерых полпредов из подчинения руководителя территориального управления Сергея Самойлова под руководство главы президентской администрации Александра Волошина. Это означало, что полномочные представители станут значительно менее полномочными. А Георгий Полтавченко всегда был сторонником расширения полномочий полпредов. В скором времени Центральный федеральный округ нашел, что называется, "асимметричный ответ".

В начале марта было объявлено, что депутаты Государственной Думы, избранные в субъектах Федерации, входящих в состав округа, намерены создать межфракционное объединение, причем депутаты и полпред "проявили взаимную заинтересованность в создании подобного объединения". Интерес в этой политической комбинации у каждой стороны свой: каждый из парламентариев-регионалов имеет весьма ограниченные возможности по лоббированию интересов своих территорий. Объединение умножит их пробивную способность. А Георгий Полтавченко с помощью депутатов расширит свои реальные полномочия и укрепит позиции со всех сторон - как перед Кремлем, так и перед губернаторами.

Вполне возможно, что именно сейчас, почти год спустя после президентского указа о создании федеральных округов и назначения семи полномочных представителей, можно говорить о том, что процесс обкатки в основном завершился и полпреды, выполняя в первую очередь указания Кремля, начинают всерьез осознавать себя самостоятельной политической силой. Если это так, то это совсем не то, что декларировал президент год назад. Но трудно предположить, что такого хода событий в Кремле не предвидели. Полпред - это еще не провинция, еще не регионы. Но уже и не федеральный Центр. Сотворенные волей президента "географические новости" необходимо порождают и новости политические. Эти новости по-настоящему еще только начинаются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1306
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости