Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области назначили срок выборов губернатора на 15 июля 2001 года. Таким образом, в регионе официально дан старт предвыборной кампании, хотя подготовка к главному политическому событию началась еще четыре года назад, когда губернатором Нижегородской области стал Иван Скляров.
КАК ГУБЕРНАТОР ОТБЛАГОДАРИЛ НЕМЦОВА
Все наиболее значительные политические события в Нижегородской области за последние 10 лет так или иначе связаны с фигурой Бориса Немцова. Самый молодой глава администрации в России в 1991 году, Борис Ефимович одним из первых узаконил официальное обращение к первому лицу региона - губернатор. Уйдя на работу в правительство РФ, Немцов, естественно, хотел, чтобы в Нижегородской области оставался у руля верный ему человек. Таких кандидатур было несколько - первый вице-губернатор Юрий Лебедев, мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров и президент нефтяной компании "НОРСИ-ОЙЛ" Сергей Кириенко. В качестве губернатора Иван Скляров был, пожалуй, наименее приемлемым для Немцова вариантом, однако наиболее "раскрученным" и, как следствие, имевшим больше шансов на успех кандидатом. Немцов тогда выбрал меньшее из зол (большим злом стал бы губернатор-коммунист Геннадий Ходырев во главе "полигона реформ") и фактически привел к победе Ивана Склярова.
Однако Иван Петрович Скляров не пожелал править в регионе с оглядкой на своего бывшего шефа Немцова. Он стал глядеть в прямо противоположную сторону - на столичного мэра Юрия Лужкова, став в 1999 году одним из адептов "Отечества". Избавившись от опеки Немцова и решив, что теперь "мы - сами с усами", новый нижегородский губернатор устроил в области большой политический кавардак, прямым следствием которого стала победа на выборах мэра Нижнего Новгорода в марте 1998 года Андрея Климентьева - человека с уголовным прошлым, находившимся под следствием на момент выборов. Регион снова прославился на всю страну. Однако теперь это была не реформаторская слава, а скандальная, и сам губернатор Скляров попал в список неблагонадежных в администрации президента. После этого политического фиаско карьера нижегородского губернатора покатилась под откос - вместе с "Отечеством" он проиграл выборы в Госдуму в декабре 1999 года и вроде бы перестал думать о втором губернаторском сроке. Однако о нем не переставали думать другие люди, которым покладистый губернатор мог еще пригодиться.
ПОЛПРЕД ПЛЕТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТРИГИ
Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко положил глаз на действующего нижегородского губернатора сразу же после думских выборов 1999 года. До этого руки и у того и у другого были связаны партийными обязательствами - Кириенко возглавлял предвыборный список СПС, Скляров являлся лидером Нижегородского отделения "Отечества". Когда в мае 2000 года Кириенко назначили приволжским полпредом, альянс стал более прочным. Причину такого противоестественного, на первый взгляд, союза стоит искать прежде всего на короткой скамейке запасных команды Кириенко.
Вообще кадровая политика приволжского полпреда уже стала притчей во языцех среди политической элиты и журналистов Нижнего Новгорода. Смысл ее сводится к заурядной поговорке: "Чужие здесь не ходят". К своим же относятся в первую очередь проверенная комсомольская номенклатура регионального уровня и близкие по духу молодые карьеристы - стяжатели из числа тех, кто мог бы, но не успел вкусить запретных номенклатурных радостей последних комсомольских функционеров. Все бы хорошо, но электоратный ресурс кириенковских выдвиженцев весьма ограничен - избиратели почему-то предпочитают голосовать за прожженных коммунистов, чем за их младших братьев - комсомольцев. Назначить своих людей на ключевые посты в регионе - такое Кириенко еще по силам. А вот провести нужного человека в губернаторы - даже при всесилии административного и финансового ресурсов - задача для полпреда недостижимая. Поэтому Скляров нужен Кириенко скорее всего как ширма для достижения своих стратегических целей.
Реальная власть все равно будет в руках полпреда, поскольку основные властные функции берет на себя вновь создаваемый орган исполнительной власти - правительство Нижегородской области. Его председателем станет, по предоставлению губернатора, нынешний главный федеральный инспектор по Нижегородской области и одновременно бывший соратник полпреда по комсомолу Сергей Обозов. Таким образом, реальную власть в регионе еще до губернаторских выборов получают люди Кириенко. Это при том, что в Москве еще не определились со своим кандидатом, сам приволжский полпред прилюдно обещал не вмешиваться в ход выборов - и с такой позицией не согласен "Союз правых сил". Тот самый СПС, в котором Кириенко только приостановил членство, уйдя на государеву службу.
СПС ЖЕЛАЕТ ПОВТОРЕНИЯ УСПЕХА
Пока "Союз правых сил" официально не объявлял, кого он будет поддерживать на выборах нижегородского губернатора. Однако о своем желании участвовать в них уже заявил член фракции СПС в Государственной Думе Дмитрий Савельев. Причем сделал это, по его словам, с ведома лидера фракции Бориса Немцова. Заметим, что на выборах в Государственную Думу "Союз правых сил" в Нижнем Новгороде победил все остальные политические партии и движения, а потому имеет неплохие шансы выиграть и губернаторскую гонку. Мешает одно - нежелание Сергея Кириенко. Ну не нужен ему сильный губернатор - и все тут! Полпреды ведь по своему статусу являются лишь заложниками воли президента, но сугубо исполнительская функция Кириенко, судя по всему, не устраивает, и он готов добиваться реального политического влияния в регионе фактически любыми подручными средствами.
Взять хотя бы темную историю с условно-досрочным освобождением из ссылки несостоявшегося нижегородского мэра Андрея Климентьева. Ничего не предвещало, что осужденный за растрату государственного кредита зек выйдет на свободу осенью 2000 года, не досидев на поселении положенных полутора лет. Но появляется в регионе приволжский полпред, обладающий мощными административными рычагами - и Климентьев уже ведет предвыборные баталии. Поговаривают, что люди полпреда захотели приручить криминального предпринимателя, однако, проконсультировавшись с Москвой о возможных видах на губернаторство бывшего зека, оставили свою фантастическую затею. Возможно, что Климентьев сам послал комсомольцев подальше: "Не желаю быть марионеткой в их руках".
Тем не менее джинн из бутылки уже выпущен, и нижегородские выборы губернатора обещают быть одними из самых интересных и скандальных в России.
Особую пикантность ситуации придает приход в регион в последнее время крупного капитала со стороны: "Сибал" - на ГАЗе, "Сибур" - в нефтехимии, компании Кахи Бендукидзе - на "Красном Сормове", группа "Альфа" - на Балахнинском целлюлозно-бумажном комбинате "Волга". В ближайшее время ожидается приход в регион одной из крупнейших российских нефтяных компаний, поскольку НК "НОРСИ-ОЙЛ" остается, пожалуй, единственной российской нефтяной компанией, не имеющей собственной нефтедобычи. В той или иной степени все эти монстры российской экономики наверняка будут оказывать влияние на выборы нижегородского губернатора, поскольку заинтересованы в гарантиях собственных инвестиций в регионе. Уже сейчас высказываются предположения, что новым нижегородским губернатором сможет стать только человек, знающий изнанку крупного бизнеса, поработавший в Москве и сумевший договориться и с администрацией президента, и с так называемыми олигархами. Понятно, что представители крупного российского капитала не могут позволить себе иметь в регионе ни губернатора-уголовника, ни губернатора-коммуниста. А значит, выбирать будут скорее всего между ставленниками СПС и "Единства". СПС фактически уже нашел своего кандидата в лице Дмитрия Савельева. Теперь все ждут, что скажет "Единство".
Нижний Новгород