0
742
Газета Регионы России Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Губернатор обеспечил покровительство

Тэги: ярославль, инвестиции, собственность


ТЕПЕРЬ и Ярославская область вошла в орбиту интересов молодых российских олигархов. Все четыре дизелестроительных предприятия региона понадобились руководителю группы "Сибирский алюминий" Олегу Дерипаске для создания полноценного автомобилестроительного холдинга. Ярославский моторный завод (ЯМЗ), Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА), Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) и Тутаевский моторный завод (ТМЗ) будут жить с полноценным хозяином.

Сначала через местные финансовые компании началась активная скупка акций этих предприятий у мелких акционеров (рабочих и пенсионеров), которая продолжается до сих пор. Это уже дало возможность "Сибалу" взять под контроль 5% акций ЯМЗ. А в конце марта в область пожаловал сам Олег Дерипаска. Подписанное им соглашение с губернатором Ярославской области Лисицыным подавалось местными чиновниками как историческое событие - приход крупнейшего инвестора и стратегического партнера.

Что привлекло внимание "Сибала"? Возьмем, к примеру, ЯМЗ - крупнейший производитель двигателей с 20-тысячным трудовым коллективом и более 1 млрд. руб. задолженности в бюджеты всех уровней. В прошлом году здесь собрали около 50 тыс. моторов и реализовали продукции на 4,859 млрд. руб., заработали полмиллиарда прибыли. В этом году портфель заказов (одним из основных потребителей двигателей ЯМЗ является белорусский МАЗ) сравним с прошлогодним, а выпуск товарной продукции здесь хотят довести до 8 млрд. руб. Все вроде бы хорошо - двигатели продаются, есть намерения и силы совершенствовать свои разработки, сертифицируя моторы и начиная их серийное производство по стандартам Евро-2 и Евро-3 (на это требуется около 100 млн. долл.). Но есть два "но" - огромная задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами прошлых лет (1,783 млрд. руб.) и нехватка оборотных средств для модернизации производства.

31% акций ЯМЗ находится в федеральной собственности. Когда-то они выставлялись на аукционы, но их никто не брал - предприятие находилось в катастрофическом состоянии. Сейчас на этот пакет акций свои "металлические" руки тянет "Сибирский алюминий". Во время приезда в Ярославль глава "Сибала" Олег Дерипаска говорил мало. Из его уст можно было только услышать: "Сейчас пришла пора для объединения, мы планируем в течение трех лет сформировать холдинг, в который войдут ГАЗ, предприятия по производству автобусов, большегрузных автомобилей, автодизелей, а также заводы по производству компонентов и агрегатов".

Ярославский губернатор был более откровенен. Анатолий Лисицын заявил на подписании соглашения, что администрация области взяла на себя обязательства в апреле продать по тендеру 5% из принадлежащего государству 31-процентного пакета акций ЯМЗ (очевидно, что покупателем станет "Сибал"), а остальные 26% либо будут переданы "Сибалу" в доверительное управление, либо проданы (ему же) на аукционе. Уверенность главе региона в своих обязательствах, видимо, придает тот факт, что, по словам Анатолия Лисицына, приход в область группы Олега Дерипаски согласован с федеральными министерствами, руководством правительства РФ и даже правительством Белоруссии. Председатель совета директоров ЯМЗ Иосиф Червонников вообще признался, что "администрация предприятия не ищет альянсов и контактов с какими-то сомнительными людьми, а все идет под надзором президентской команды, правительства и руководства области".

"Сибал" оказался в регионе долгожданным гостем - он вышел победителем в "борьбе" за ЯМЗ и другие дизелестроительные предприятия региона. Что за тайная "борьба" - публике было непонятно. Проигравшие, которых назвал губернатор, - Группа "Альфа" и МДМ-банк - вероятно, предложили ярославским чиновникам и промышленникам меньшие суммы. Олег Дерипаска оказался очень щедрым. "Сибирский алюминий" в его лице обязался пополнить оборотные средства ЯМЗ на сумму 250 млн. руб., выделить 100 млн. руб. Ярославлю для решения проблем, связанных с передачей социальной сферы предприятия на баланс муниципалитета, и в дальнейшем обеспечивать ее финансирование. Кроме того, "Сибал" инвестирует 5 млн. руб. в развитие ГУП "Аэропорт "Туношна" и несколько лет будет содержать старый Ледовый дворец ЯМЗ.

Олег Дерипаска, по соглашению с ярославским Белым домом, будет содействовать "всеми имеющимися в распоряжении "Сибала" средствами и формами реструктуризации кредиторской задолженности ЯМЗ, ЯЗТА, ЯЗДА и ТМЗ" перед бюджетами и внебюджетными фондами.

Директора предприятий, попавшие в поле зрения "Сибала", и региональная власть сумели оговорить ряд гарантий. Топ-менеджеры заводов добились того, чтобы люди Олега Дерипаски в течение пяти лет согласовывали с губернатором кадровые изменения, касающиеся первых лиц предприятий. Сам Анатолий Лисицын предусмотрел в соглашении, что реализация продукции ЯМЗ, ЯЗТА, ЯЗДА и ТМЗ, а также расчеты за нее должны осуществляться на территории региона с условием, что сумма фактически уплаченных налогов в местный и областной бюджеты не должна быть меньше, чем в 2000 году.

За такую перспективу любой российский губернатор отдаст много. Анатолий Лисицын не поскупился. По крайней мере официальные формулировки соглашения администрации Ярославской области и "Сибирского алюминия" сами говорят за себя. Белый дом обязался "содействовать в закреплении государственного пакета акций ЯМЗ и ТМЗ" за "Сибалом", помочь "в получении в собственность или управление ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗТА и ЯЗДА". Дальше - больше. Губернатор дает Олегу Дерипаске карт-бланш в регионе - его администрация "предоставляет возможность группе "Сибирский алюминий" осуществлять производственную деятельность на территории Ярославской области, оказывает содействие в создании на базе предприятий области холдинговой компании". Получается, что без соглашения (читай - отступного) промышленник не сможет это делать спокойно.

Более того, администрация Ярославской области обещает "оказывать содействие группе при проведении мероприятий по защите своих прав собственности". Что-то подобное обычно обещают бандиты, когда предлагают бизнесмену стать его "крышей". Анатолий Лисицын верит, что с "Сибалом" ярославское дизелестроение будет развиваться. Поэтому, ставя свою подпись под соглашением с Олегом Дерипаской, он сказал: "Это обдуманное, единственно возможное решение. Наверное, вы можете мне доверять".

Ярославль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости