- ЕВГЕНИЙ ИСААКОВИЧ, как вы оцениваете сегодняшние масштабы и качество взаимоотношений руководства Республики Удмуртия с работающими в регионе представителями крупного бизнеса?
- История взаимоотношений власти с деловыми кругами Удмуртии пережила различные периоды. До прошлого года Удмуртия оставалась одним из двух российских регионов с парламентской формой государственного устройства. И, безусловно, сложный процесс приведения Конституции республики в соответствие с федеральным законодательством, политические консультации, кампания по выборам первого президента Удмуртии наложили свой отпечаток на взаимоотношения власти с представителями крупного бизнеса.
Нынешние взаимоотношения с властью я бы охарактеризовал как конструктивные и взаимовыгодные. Распространенный тезис о значительных "потерях" республики в результате приватизации крупных предприятий региона постепенно теряет свою актуальность. В своем большинстве частные компании Удмуртии являются аккуратными налогоплательщиками, примером более эффективного менеджмента, источником предложения государству партнерских проектов. И это важно для созидательного взаимодействия, потому что это выгодно прежде всего самому региону и его жителям.
- Какие принципы этих взаимоотношений вы считаете наиболее важными?
- Доверие, уважение и независимость. И еще - выполнение взаимных обязательств, главными из которых являются проведение бизнесом социально ответственной политики и создание государством благоприятных условий для развития предпринимательства. Тогда будут и налоги, и рабочие места, и новое качество жизни в республике.
- Отношения, сложившиеся между руководством республики и руководителями крупнейших предприятий, предпринимателями, похоже, не имеют ничего общего с расхожим представлением о том, что "власть" и "бизнес" - извечные антагонисты, обоюдовыгодного сотрудничества между которыми просто быть не может...
- Я убежден, что это расхожее мнение в Удмуртии опровергает опыт сотрудничества руководства республики с НК "СИДАНКО" и ее дочерней компанией "Удмуртнефть". Тенденция к укреплению диалога, повышению открытости во взаимоотношениях проявилась особенно в последние годы, когда материнская компания четко и ясно заявила о стратегических направлениях своей политики в регионе. Эта политика предусматривает как укрепление бюджетной системы республики, так и финансирование нефтяниками согласованных программ социально-экономического развития. Это зафиксировано в генеральном соглашении о взаимодействии НК "СИДАНКО" и Удмуртской Республики, подписанном в прошлом году президентом "СИДАНКО" Робертом Шеппардом и президентом Удмуртии Александром Волковым.
Я считаю, обе стороны получают от этого серьезные политические и экономические дивиденды. "Удмуртнефть" ежегодно подтверждает репутацию основного налогоплательщика, обеспечивающего практически половину доходов республиканской казны. Каждый второй бюджетник получает зарплату из "нефтяных" денег, и мы осознаем всю полноту ответственности компании за стабильность социально-экономической ситуации в регионе. По итогам прошлого года общие выплаты в бюджетную систему возросли практически в два раза и достигли 4,7 миллиарда рублей, из которых 2,3 миллиарда остались на территории Удмуртии.
Помимо этого нефтяники выполняют дополнительные социальные обязательства, участвуют в реализации важных социальных проектов. Это и создание компьютерных классов в сельских школах республики, и помощь в восстановлении разрушенных храмов, и поддержка проектов в области детства. Это не разовые акции, а долгосрочные программы. Один из последних примеров - благотворительный взнос НК "СИДАНКО" и ОАО "Удмуртнефть" в размере 30 миллионов рублей (крупнейший за период взаимоотношений руководства республики и представителей бизнеса) на реализацию наиболее значимых проектов. Средства выделены на строительство Ижевского цирка, Свято-Михайловского собора и завершение реконструкции архитектурного комплекса "Арсенал".
- То, что "Удмуртнефть" является сегодня основным налогоплательщиком региона, общеизвестно. С переходом права экспорта нефти к НК "СИДАНКО" эта репутация еще более утвердилась. Ряд специалистов называют теперь "СИДАНКО" "российским Минфином" для Удмуртии, от нее в регион идут немалые трансферты. Не слишком ли обременительна для компании подобная роль?
- Прежде всего я еще раз хочу подчеркнуть, что опасения относительно потерь республиканского бюджета в связи с переходом права экспорта нефти к "СИДАНКО" оказались напрасными. Удмуртия не потеряла от этого ни рубля, ни цента. А возможно, даже выиграла. Компенсационный механизм расчетов с бюджетом снял все противоречия. Сегодня, как вы верно заметили, компенсация за передачу права экспорта нефти даже превышает размер трансфертов, поступающих в республику из Минфина России. Это "живые" деньги - на зарплату работникам бюджетной сферы, на решение социальных и других проблем края.
Но важна не только "цена вопроса", но и понимание руководством республики, ее жителями, что нефтяники заинтересованы в динамичном развитии этой территории, ее благополучии. Я убежден, в Удмуртии такое понимание достигнуто, что важно для созидательной работы.
- На сегодняшний день парламент Республики Удмуртия едва ли не наполовину состоит из нефтяных и промышленных "генералов". Вы тоже являетесь депутатом Госсовета республики. Что это - дань моде? Что дают вам рычаги депутатской деятельности?
- Нефтяная отрасль, высокие технологии военно-промышленного комплекса - это лакомые куски собственности. Поэтому понятно желание некоторых сил, в том числе и политических, реализовать порой парадоксальные сценарии дальнейшего развития, начиная от раздачи каждому жителю республики по ведру нефти и заканчивая всеобщей национализацией.
Чтобы избавиться от демагогии и популизма в политике, которые, кстати, были присущи парламенту Удмуртии предыдущих созывов, руководители многих крупных компаний республики пошли на выборы. И выиграли их. Я считаю, что сегодня ответственность власти за принимаемые решения стала намного выше. Политические интриги в депутатском корпусе уступили место трезвому экономическому расчету.
- Год назад вы "пролоббировали" создание нового министерства в регионе - Министерства топлива, энергетики и связи. Вы удовлетворены первыми итогами деятельности своего "детища"?
- Вполне удовлетворен. Ведь доходило до смешного: проблемами бюджетообразующих отраслей в правительстве республики практически никто не занимался. Нефтяной комплекс воспринимали как "дойную корову". А вопросы расширения ресурсной базы, оптимизации налогового законодательства, эффективности эксплуатации малодебитных скважин и другие, напрямую влияющие на увеличение доходов бюджета, были второстепенными. Результат плачевный: со вступлением большинства месторождений Удмуртии в позднюю стадию разработки наш регион потерял за последнее десятилетие более 3 миллионов тонн добычи нефти в год.
С созданием Минтопэнерго республики к проблемам отрасли появился более серьезный и детальный подход. Также произошли позитивные изменения по установлению единых "правил игры" для всех нефтяных компаний республики. Ненормальна ситуация, при которой самая "негосударственная" (по участию республики в акционерном капитале) из восьми нефтяных компаний Удмуртии - ОАО "Удмуртнефть" - платит больше всех налогов в пересчете на тонну добываемой нефти, предоставляет квоту из своих ресурсов правительству республики в виде 10% нефти. А нефтяные компании, находящиеся в собственности республики, этими задачами не обременены. Правила должны быть едины для всех. И в прошлом году нам удалось убедить правительство Удмуртии распространить действие квоты на все нефтяные компании, что привело к значительному увеличению доходов бюджета.
- Ваше назначение советником президента Удмуртии по вопросам нефтяного комплекса, состоявшееся месяц назад, вызвало большой общественный резонанс в республике. Разумеется, многие увидели в этом не только усиление ваших позиций, но и новые возможности влияния на ситуацию в регионе в пользу "Удмуртнефти". Что вы будете советовать Александру Волкову в первую очередь?
- Задача, поставленная президентом Удмуртии, - стабилизировать объемы добычи нефти в республике и в ближайшие годы выйти на уровень 8 миллионов тонн в год, - реальная и решаемая. В связи с этим прежде всего я советую Александру Волкову ускорить проведение в Удмуртии аукционов на разработку новых месторождений, ибо в настоящее время в эксплуатации находится только треть открытых месторождений, активизировать работу консорциума удмуртских и башкирских компаний по разработке 12 месторождений на условиях СРП, создать государственный нефтяной холдинг с долей участия республики в акционерном капитале, а также продолжить работу по приведению всех нефтяных компаний к единым правилам. Часть рекомендаций уже принята президентом, по ним началась конкретная работа. Убежден, в ближайшее время эффективность работы нефтяного комплекса республики существенно возрастет.
- Все тенденции усиления "Удмуртнефти" в регионе налицо. Не приведет ли это к частичной потере местной властью своего авторитета?
- А в чем заключается авторитет власти? Разве не в том, чтобы врачам и учителям вовремя выплачивалась зарплата, причем достойная зарплата? Чтобы решались проблемы социальной сферы, строились нужные республике объекты? Сегодняшний опыт взаимодействия руководства Удмуртии с НК "СИДАНКО", с ОАО "Удмуртнефть" и преследует достижение именно этих целей. Если власть сильная и мудрая, она ищет союзников, партнеров, если нет - то врагов.
Ижевск