НА ДНЯХ стало известно, что Александр Тихонов - знаменитый биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион, который обвиняется в организации покушения на кемеровского губернатора Амана Тулеева, отпущен из Новосибирска в Москву для проведения хирургической операции. Новосибирская подписка о невыезде заменена для него на московскую. Разумеется, нужно пожелать Тихонову благополучной операции и выздоровления. Но кроме этого естественного желания у тех, кто следит за упомянутым делом о покушении, возникает и вопрос: будет ли Александр Тихонов находиться только в Москве или ему будет разрешено выезжать в Подмосковье? Вопрос отнюдь не праздный. Дело в том, что знаменитый спортсмен - один из претендентов на мандат депутата Государственной Думы по 106-му избирательному округу Подмосковья. Выборы назначены на 18 марта.
Победа в этих выборах для героя Олимпиад довольно проблематична, ведь Московская область - тяжелый регион для начинающих политиков, а на депутатское кресло в 106-м округе претендуют 11 человек. Но если все же Александр Тихонов добьется успеха, это будет означать, что судебное разбирательство в его отношении можно будет считать прекращенным - депутатская неприкосновенность защитит его от следователей, судей, мер пресечения и других неприятных вещей. Вполне можно понять такое желание уставшего от долгого следствия человека. Но уход от уголовного преследования останется уходом, даже если он совершится на совершенно законном основании.
Один из главных тезисов предвыборной программы Александра Тихонова - борьба с преступностью. Но чтобы провозглашать такие цели и добиваться депутатского мандата для их осуществления, человеку необходимо быть совершенно чистым перед законом. И коль скоро Тихонов считает себя невиновным, именно в его интересах добиваться оправдывающего его решения суда. А ведь как раз сейчас у следствия появилась надежда ускорить расследование и довести его до конца: во Франции арестован известный предприниматель Михаил Живило, которого считают заказчиком покушения на Амана Тулеева. Кстати, именно Живило финансировал предыдущую попытку Тихонова заняться политикой.
Нельзя, конечно, исключать, что Тихоновым в его политической активности движет лишь бескорыстное желание отстаивать интересы жителей Подмосковья в Госдуме. Но по силам ли ему это? Правда, его агитационные материалы заверяют избирателей, что Александр "обладает потрясающей энергией, удивительной работоспособностью". Но как же тогда быть с операцией, ради которой его отпустили в Москву, как быть с письмом Александра Тихонова к Владимиру Путину, в котором Тихонов месяц назад просил отпустить его на эту операцию? В письме он жалуется на ухудшение зрения и слуха, проблемы с почками, тромбофлебит и т. д.
Это не первый случай в практике российской политической жизни, когда человек, находящийся под следствием, уголовным преследованием или даже объявленный в розыск, выставляет свою кандидатуру на выборную должность. Юридических препятствий к тому нет и, видимо, быть не может - только суд, назвав человека преступником, может лишить его этого права. Но избирателей, кроме юридических тонкостей, интересует и простой вопрос о том, что морально, а что - нет.
Москва