Уже почти месяц достаточно активно обсуждается разработанный "Союзом правых сил" "План политического урегулирования в Чеченской Республике", в просторечье именуемый "планом Немцова". Примечательно, что в этом обсуждении не было практически ни одного (!) заметного голоса в поддержку этой программы. Больше всего критике было подвергнуто предложение провозгласить принцип "разделенных территорий", предусматривающий разделение территории Чечни на горную и равнинную части с включением последней в состав Ставропольского края и объявлением первой "мятежной" территорией. Против этого высказались абсолютно все государственные деятели, общественно-политические силы, северокавказские лидеры и новое чеченское руководство.
Напрашивается вопрос, почему же лидер СПС Борис Немцов не смог найти ни одного сторонника своих идей. Ответ, видимо, состоит в том, что поддержать "план Немцова" в принципе невозможно, потому как он состоит из двух, абсолютно противоречащих друг другу планов. Причем второй, "негативный", как раз и вызвавший наибольший резонанс, как бы призван продемонстрировать, какие беды ждут Россию, вплоть до потери территориальной целостности, в случае отклонения первого - "конструктивного". Что касается главных предложений Немцова, то их авторство принадлежит вовсе не СПС. Впервые с идеей образования восьмого федерального административного округа на территории Чечни и назначения в нем представителя президента РФ с полномочиями генерал-губернатора почти за месяц до того, как Немцов передал свой план главе государства Владимиру Путину, на страницах "НГ" выступил ответственный секретарь комиссии Госдумы РФ по Чечне Абдул-Хаким Султыгов. В этой же публикации были обозначены основные требования, предъявляемые к будущему генерал-губернатору, которые также были отражены в "плане Немцова". Что касается переговоров с Асланом Масхадовым, то эта идея и вовсе является ровесницей контртеррористической операции. Призыв к преобразованию системы управления Чечней из президентской в парламентскую форму, может быть, и выглядел бы достаточно свежим, если бы президентская форма вообще наличествовала в Чечне. Но сейчас в республике нет никакой формы правления, кроме созданной президентом РФ администрации, ведь президентская форма была закреплена в Конституции ЧРИ, не признанной Россией.
И все же появление "плана Немцова" стало достаточно заметным социальным явлением, свидетельствующим об отсутствии в обществе полной поддержки действий Москвы в Чечне. Все социологические опросы показывают, что количество сторонников чеченской политики Кремля не стремительно, но уменьшается. Однако СПС вряд ли привлечет на свою сторону тех, кто теряет доверие к действиям Москвы. Эти люди скорее одобрили бы простой и абсолютно фантастический план, состоящий всего из трех пунктов: 1) полная нейтрализация бандформирований и их главарей; 2) проведение в умиротворенной Чечне свободных выборов органов власти всех уровней; 3) полное восстановление экономики и социальной сферы Чечни и превращение республики в самый процветающий регион РФ.
Поводом же для написания этой статьи стало издание СПС специальной брошюры со своим "планом" В брошюре можно с изумлением обнаружить факт подтасовки правыми собственного же "плана". В брошюре указано, что этот документ был передан президенту РФ 5 февраля 2000 года. Но это, конечно, всего лишь опечатка: 2000-й вместо 2001-го. Дело в том, что главе государства был передан совсем другой план, в котором пункт 5.2 выглядит так: "Вооруженные силы и иные федеральные силовые структуры выводятся из мятежной части..." В брошюре же этот пункт принципиально изменен: "Основная группировка вооруженных сил и иных федеральных силовых структур выводится из мятежной части. Их место на определенный период занимают мобильные группы, выполняющие специальные операции". То есть Немцов принял к сведению критику в той части плана, где его упрекают в призывах "отдать часть России на откуп бандитам", но сделал это без лишнего шума.