"Лес - наше богатство" - лозунг, известный всем. Зеленая валюта, деревянные рубли... Наши мужички - лесные хищники - эту прописную истину усвоили хорошо.
Пока "наше богатство" все-таки государственное. Но приобрести право на его заготовку особого труда ни для кого не составляет. Крупные леспромхозы получают лесной фонд в долгосрочную аренду на 49 лет. Малые предприятия приобретают делянки на аукционах. А местные жители покупают лесорубочные билеты фактически за бесценок: один кубометр древесины стоит 100 рублей.
Только ведь у наших хозяйственных мужичков глаза завидущие, руки загребущие. Как это, думает тот же Иваныч или Макарыч, столько добра понапрасну пропадает! В результате выпишет себе лесобилет на десять кубов, а срубит 50-60, да еще в другом месте, чтобы никто не проверил.
Незаконными порубками занимаются в основном местные жители. Но в последнее время появились и целые преступные бригады "лесозаготовителей". Лесные разбойники едут в делянку на "КамАЗах", с импортной техникой.
Основной потребитель еловой древесины на Нижегородчине - Балахнинский бумагоделательный комбинат "Волга". По ночам на подъездах к нему стоят машины крупных фирм-посредников, занимающихся перекупкой леса у населения и реализующих его на комбинат.
"Волга" не принимает древесину без оформленных с ней договоров, причем с частными лицами их не заключает. Система закупки сырья рассчитана на крупные организации. В то же время договоры оформляются с некими фирмами, которые, в свою очередь, и работают с лесонарушителями. Начальник охраны леса окружного департамента природных ресурсов Сергей Захаров рассказывает:
- Вечером, часам к одиннадцати, у пропускного пункта предприятия выстраивается целая очередь машин, везущих ворованный лес. Отличишь их сразу: хлысты набросаны как попало, перетянуты веревкой. Но документы в полном порядке: необходимые накладные выписали посредники. Привлечь к ответственности такую фирму практически невозможно. Подделкой документов они не занимаются. Предприятие, заключившее договор с комбинатором, обязано поставить туда определенный объем древесины, и если его недобирает, то имеет право докупить у населения. Все законно.
Но лес-то ведь краденый!
По словам начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом лесных ресурсов областного УВД Олега Вечхайзера, все дело в том, что нормативная база в отрасли уже давно устарела. Например, в Лесном кодексе ничего не говорится о том, какие сопроводительные документы нужны при перевозке древесины. А чтобы получить уголовное наказание, нужно вообще вырубить не менее трех гектаров(!) леса. Привлечь по этой статье в области еще никого не удавалось.
В лесу следят за порядком лесники. В области их более двух тысяч. Как сказал директор департамента внешнеэкономических связей и ресурсов Валерий Евлампиев, "охрана большая, да бестолковая". Смешно сказать, зарплата у них всего 240 руб. (для сравнения: на "Волге" кубометр древесины принимают по 550 руб.). Конечно, зарплата несопоставима с той долей ответственности, которую они несут.
Допустим, живет такой страж лесного порядка в небольшой деревушке, где жители еле-еле концы с концами сводят. Да неужели он против своих пойдет? Опять же, что может сделать он один в лесу, безоружный против банды с топорами и пилами?
Так, в прошлом году главный лесничий Сокольского района едва с жизнью не расстался, застав пятерых молодцов за незаконной рубкой. Один их них, уже изрядно подвыпивший, на него бросился с топором...
Наиболее эффективны бывают совместные рейды лесников с работниками милиции на дорогах. В патрульную машину садится директор лесхоза или главный лесничий - всех нарушителей он знает в лицо. Эти машины и останавливают. По данным отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, в прошлом году было изъято из незаконного оборота свыше двух тысяч кубометров леса. Зарегистрировано четыре десятка нарушений.
Неучтенная древесина, за которую платят наличными, приносит теневикам огромные прибыли, поэтому бороться с ними очень трудно.
По приблизительным подсчетам, область ежегодно теряет около миллиона долларов от незаконного оборота леса. Областное руководство неоднократно обращалось и к руководству бумкомбината с просьбой прекратить приемку ворованной древесины. Совместно с окружным департаментом природных ресурсов была разработана компьютерная программа, позволяющая отслеживать машины с украденной елью. Но комбинат пока "тормозит" внедрение, ссылаясь на большие материальные затраты. Понятно, предприятию тоже нужно заботиться о своей сырьевой базе. Пока же прибыльность лесного бизнеса и, по сути, безнаказанность вдохновляют лесоистребителей на лихое дело.
Впрочем, стук топоров и визг бензопил долетел уже и до стен Нижегородского кремля. Буквально полгода тому назад при обладминистрации была создана межведомственная комиссия по борьбе с незаконным оборотом леса. Зная беспощадную и бескомпромиссную борьбу с бодяжной водкой и незаконным оборотом лома заместителя губернатора, директора департамента внешнеторговых связей и ресурсов Нижегородской области Валерия Евлампиева, ему поручили и это дело.
- Сегодня мы уже поставили диагноз "заболеванию" и определились с методами лечения. Впереди большая работа, - говорит Валерий Николаевич. - Предстоит усовершенствовать нормативную базу, лицензировать деятельность в сфере оборота лесоматериалов. И, вероятно, будет разработан спецбланк накладной с голограммой, которую будут использовать при перевозке леса. А кроме этого планируем развивать лесную промышленность.
Однако дело с массовой незаконной вырубкой лесов дошло до того, что в том же Сокольском или Ковернинском районах практически невозможно найти деловой древесины - все уничтожено. Возникает еще один вопрос: а куда смотрела природоохранная прокуратура?
Нижний Новгород