В самом конце прошлой недели Владимир Путин совершил поездку по Сибири. В Томске президент провел совещание по вопросам жилищно-коммунального комплекса и объявил о начале его реформирования, а в Омск выехал поездом, в котором глубокой ночью предполагалось обсуждение проблем Министерства путей сообщения с его главой Николаем Аксененко и другими заинтересованными лицами - губернаторами сибирских регионов, главой Министерства по антимонопольной политике Ильей Южановым, заместителем Германа Грефа Андреем Шароновым.
Однако основным на заседании в спецпоезде стал вопрос тарифного регулирования, причем речь шла не только о тарифах на железнодорожном транспорте, к чему располагала обстановка, но и о тарифах всех прочих "естественных монополистов", коих в нашей стране немало, - начиная с "Ростелекома" и заканчивая "Газпромом". Не секрет, что сейчас тарифное регулирование осуществляется принципиально разными способами: цены на электроэнергию, на газ для предприятий, его транспортировку растут с благословения Федеральной энергетической комиссии, местные тарифы на электричество и тепловую энергию регулируют региональные энергетические комиссии, тарифы на пассажирские и внутренние грузовые перевозки по железным дорогам устанавливает после согласования с Министерством по антимонопольной политике Министерство путей сообщения, дальнюю телефонную связь оценивает МАП... В результате повышение расценок на услуги одной естественной монополии тут же сказывается на благосостоянии всех остальных, образуя замкнутый круг: как точно сформулировал Путин, "железнодорожники кивают на энергетиков, энергетики - на железнодорожников..." Кроме того, изменение тарифов практически непредсказуемо и непрозрачно, то есть понять, когда следует ожидать очередного скачка цен, в нынешней ситуации чаще всего просто невозможно. В итоге страдает и экономика страны в целом, и каждый ее житель: рост уровня жизни населения значительно отстает от повышения цен на электроэнергию и услуги связи.
После обстоятельного рассмотрения проблемы участники обсуждения нашли выход: было решено создать Единый тарифный орган, который будет заниматься регулированием тарифов естественных монополий.
Высокое собрание затрагивало в основном принципиальные позиции, а потому о структуре нового властного института и прочих организационных моментах не говорилось. Между тем персональный состав "тарифного регулятора" - важнейший вопрос. От его решения будут зависеть работоспособность и самостоятельность создаваемого органа.
Ясно, что передача тарифного регулирования всех монополистов в единые государственные руки оправданна и даже необходима. Но столь же очевидно, что нормализовать ситуацию с тарифами способен только независимый орган. Трудно согласиться с Ильей Южановым, заявившим, что возможны лишь три варианта создания будущего тарифного регулятора - на базе МАП, на базе ФЭК или объединив полномочия обоих ведомств в каком-то третьем: понятно, что формирование его на базе одного из министерств напрочь отметает наивные рассуждения о независимом тарифном регулировании. Вот почему, думается, создание единого тарифного органа на базе МАП или передача ему этих полномочий не решит задачи по проведению сбалансированной тарифной политики, которую поставил перед правительством президент: ни МАП, ни Федеральная энергетическая комиссия не способны справиться с ситуацией - в сфере услуг связи или железнодорожных перевозок они некомпетентны. И даже если тарифная комиссия будет создана на базе Министерства экономического развития и торговли и председателем ее станет Герман Греф, все равно ее независимость достаточно призрачна: близость регулирующего органа к любому правительственному учреждению так или иначе всегда подрывает его независимость.
Наиболее удачным решением стало бы совершенно самостоятельное существование Единого тарифного органа как отдельного института власти. Следует ожидать, что именно на таком варианте будут настаивать и РАО "ЕЭС России", и МПС, и "Газпром", и "Ростелеком".
Впрочем, пока не ясна будущая структура правительства (проект его реструктуризации через два месяца должен представить Михаил Касьянов), дальше предположений и пожеланий дело скорее всего не пойдет. Кроме того, создание единого регулирующего тарифного центра потребует от правительства законодательных инициатив, поэтому ожидать появления нового органа "уже этой весной" не приходится. А жаль: ведь даже сами "естественные монополисты" ратуют за создание тарифного центра. Известно, например, что Николай Аксененко, основной докладчик на ночном совете в президентском поезде, активно поддержал идею единого тарифного органа. Да и Анатолий Чубайс, хоть и не принимал участия в судьбоносном для РАО "ЕЭС России" совещании, также высказался "за".
Новосибирск