Десяти постперестроечных лет хватило, чтобы мы начали строить свои надежды исключительно на реальной почве, перестав "покупаться" на обещания дать все и сразу. Как свидетельствуют последние губернаторские выборы, большинство избирателей предпочли синицу в руках, а не журавля в небе. Там, где были заметны хоть какие-то подвижки к лучшему, регионы проголосовали за прежних начальников. Там же, где власть окончательно обанкротилась, выбор был сделан в пользу хорошо известных лидеров, действия которых на новом месте ясно просчитываются. На Таймыре таким человеком стал бывший генеральный директор РАО "Норильский никель" Александр Хлопонин.
Итак, на что же может надеяться самый северный регион России, который, увы, держит пальму первенства и по обездоленности населения? Для более-менее точных предсказаний достаточно поинтересоваться основными вехами в биографии вновь избранного губернатора. Тем более что глава "Норникеля", крупнейшего в Таймырском АО налогоплательщика, уже по должности был на виду и секретов из своих целей и действий на подведомственном предприятии никогда не делал.
Хлопонин возглавил металлургический гигант четыре с лишним года назад, сменив стремительную карьеру на посту президента в процветающем московском банке на полную превратностей судьбу руководителя крупнейшего в отрасли, но находящегося на последнем издыхании комплекса. Трех лет ему хватило, чтобы сделать "Норникель" прибыльным, выплатить долги по кредитам, составлявшие почти 2 миллиарда долларов, и выйти на уровень, позволявший обеспечивать до 3% в доходах государства. Была погашена громадная задолженность по зарплате, взяты под контроль расходование средств и экспорт металла, модернизировано производство.
Сейчас он не скрывает, что собирается поднимать Таймыр по той же, в общем-то, универсальной антикризисной схеме: сначала аудит, проверка всех имеющихся ресурсов, а также подбор команды, способной реализовать реформы, а затем уже конкретные шаги. Как и когда-то в Норильске, экспортировать в регион управленцев Хлопонин не планирует, надеясь найти нужных людей в основном здесь же, на Таймыре.
Ситуация в АО сегодня и в самом деле такова, что требует хирургического, точнее, антикризисного вмешательства, поскольку слишком запущена болезнь за десять лет бездействия прежнего руководства. Те, кто впервые попадает в здешние, не слишком гостеприимные места, испытывают своего рода шок, особенно если повезло добраться до рассеянных по тундре поселков и стойбищ: там кое-где нет даже пресной воды и электричества. Зато есть цинга, пьянство и высокие цены при полном отсутствии денег у безработного населения.
Однако потенциал региона не хуже, чем у "Норильского никеля", и Хлопонин как предприниматель и металлург это прекрасно знает. На Таймыре более 120 месторождений 40 видов полезных ископаемых плюс стабильно пополняющие местный бюджет крупные налогоплательщики. Инвестиционная привлекательность АО при умелом управлении может взлететь до небес. Поэтому для нового губернатора создание гарантированных, равных и благоприятных условий для инвесторов, несомненно, будет одним из приоритетов. И ему не нужны советчики, как это сделать, он в этом деле - эксперт.
Хлопонину предстоит также расчистка "авгиевых конюшен", которые оставили ему предшественники в бюджетной сфере, где был создан прямо-таки райский климат для злоупотреблений. Так, в прошлом году "Норникель" полностью оплатил северный завоз, хотя на эти цели были, как и положено, выделены федеральные деньги. Жесткий контроль над расходами и доходами, полная прозрачность бюджета, которой уже давно добивается окружная Дума, скорее всего станут реальностью в самое ближайшее время.
Понятное дело, что глава администрации, имеющий прежде всего уникальный управленческий опыт, уделит первостепенное внимание подъему экономики. Но в том-то и секрет - стоит потянуть за ниточку, и, вполне возможно, весь клубок проблем размотается. На "Норникеле" Хлопонин тоже начал с реорганизации производства, а такой "побочный продукт" реформ, как вовремя выплаченная зарплата, да еще самая высокая по отрасли, - это естественное следствие общих успехов.
Точно так же и на Таймыре Хлопонин будет искать оборванные бесхозяйственностью бывшей администрации концы ниточек. Например, возвращать к жизни традиционные промыслы коренного населения - оленеводство, охоту, рыболовство, которые были практически убиты тем, что полностью разрушилась система закупки и транспортировки.
Несложно предугадать и то, чего губернатор точно не будет делать. Например, не привык он провоцировать конфликты, дела решает путем поиска взаимовыгодных решений, и изменять этому правилу не собирается. Это, несомненно, определит отношения с администрацией Красноярского края, да внутри округа кончится деление на "своих" и врагов. Не станет Хлопонин и "зажимать" социальные программы, несмотря на всю сложность экономической ситуации.
Так что северянам можно не ждать сюрпризов от властей. Ничего выходящего за рамки умело выстроенной программы по выводу округа из кризиса не намечается. И, кстати, тогда, на "Норникеле", Хлопонину в каком-то смысле пришлось тяжелее. Ему, человеку из Москвы, поначалу не слишком доверяли. Теперь же губернатору вручен "карт-бланш" - за него проголосовали избиратели.