В НОВЫЙ год Красноярский край вошел с бюджетом, причем до последнего момента не верилось, что документ все-таки будет принят во втором чтении - уж очень жестким было обсуждение многих статей "финансовой конституции" региона. И все же встречные усилия депутатов Законодательного собрания и краевой администрации возымели результат. Бросается в глаза то, что бюджет-2001 сверстан дефицитным, тогда как минувший год край завершил с профицитом в 2 млрд. 600 млн. руб. Правда, следует оговориться, что незапланированные деньги пришли из Норильска. И произошло это по той причине, что рост мировых цен на цветные металлы позволил Норильской горной компании существенно увеличить свои доходы, а соответственно, и налоговые отчисления в бюджет края. Однако в 2001 году профицитную парадигму сменили на дефицитную. Во многом это было демонстративным шагом. Разработчики документа как бы давали понять федеральному Центру, насколько быстро регион-донор, каким всегда являлся для страны Красноярский край, может превратиться в дотационную территорию, если продолжать бездумно выжимать из него финансовые соки, что с упорством и делает Москва.
ВСЯ НАДЕЖДА НА ЗАПОЛЯРЬЕ
Спору нет, формирование бюджета шло не по принципу диалога глухого со слепым. Практически изо всех городов и районов края были собраны предложения по инвестиционным проектам. В фонд финансовой поддержки включены по социальным нормативам текущие расходы территорий. Во многих случаях объем этих средств составляет 50-70% местных бюджетов. Однако в этих нормативах не удалось полностью учесть специфику различий между территориями края. Следует также отметить, что в формировании бюджета активно участвовали отраслевые комитеты и управления администрации края. Но именно эта вовлеченность и показала, что далеко не все управленческие структуры способны реально определять политику в своей отрасли.
Заявленная цель на нынешний год - достижение финансовой стабилизации - разработчикам бюджета видится осуществимой. И это несмотря на то, что Норильская горная компания, к примеру, из градообразующего предприятия сегодня превратилась уже в краесодержащее, на 70% наполняющее бюджет региона. И если НГК вдруг "уйдет" на Таймыр после перерегистрации там своих активов, то край постигнет катастрофа. Заменить-то этого донора просто некем, а с другими сопоставимыми источниками пополнения бюджета явно не густо. Вот и получается, как подметили депутаты ЗС, что краевой бюджет подвешен на норильской веревке. Прочной пока что, но единственной. Тем не менее в среднесрочном экономическом прогнозе администрация края предполагает развитие других отраслей, в результате чего монопольная доля цветной металлургии должна несколько снизиться. Обострилось и внимание к итогам передела собственности на ряде градообразующих предприятий края, так как особого приварка бюджет от этого не получил. Например, Ачинск после событий на глиноземном комбинате лишился донорского статуса, превратившись в трансфертополучающую территорию.
В чьем кармане "пьяный" рубль?
Безусловно, многие обозначенные в бюджете задачи ничего, кроме одобрения, вызвать не могут. В частности, это уменьшение налогового бремени на предприятиях реального сектора экономики, что должно стимулировать их развитие. А еще и двуедино сложный посыл: рост платежеспособного спроса населения и инвестиционного спроса предприятий (почти в 3 раза).
Предполагается существенно увеличить вложения в основные отрасли промышленности региона. Возвратные деньги пойдут в строительство, транспорт, связь. Более чем в полтора раза вырастет госзаказ. Решено списать задолженность районов по ссудам (1994-1999 гг.).
В общем, здравого немало. Но хватает и подводных камней. Сегодня, например, производственные мощности по выпуску водки загружены в крае только на 28%, в то время как биохимические заводы работают с полной нагрузкой. Производимые на них алкогольные суррогаты свободно продаются повсеместно, особенно в селах, причем происходит это на глазах у глав местных администраций и "зажмурившейся" милиции. Спаивание людей отравой с невинными этикетками день ото дня набирает силу, а потом власти делают удивленный вид, узнав об очередных смертях после массового отравления ядовитым пойлом.
Не отвечает бюджет и на другие крайне важные вопросы. Почему, к примеру, весьма значительные финансовые средства, формирующиеся на территории края, в итоге не попадают в его казну, а уходят за пределы региона? А ведь объем этих средств едва ли не сопоставим с доходной частью бюджета. Очевидно, что краевой администрации следует более прагматично строить отношения с новыми собственниками Красноярского алюминиевого завода. Уж коли "Русский алюминий" имеет в регионе стратегические интересы, то и налоговая отдача должна быть более существенной. Большие резервы по развитию налогооблагаемой базы есть у края и во взаимоотношениях с "Красноярскэнерго" и Красноярской угольной компанией. Суть в том, что на территории края можно собирать гораздо больше налогов, чем это заложено в бюджете. Давно следует разобраться с тем, насколько эффективно используется краевая собственность, и прямо ответить на вопрос: почему все чаще неведомые столичные аудиторские фирмы проявляют повышенный интерес к тем немногим оставшимся лакомым кускам государственной собственности, что еще не рассованы по карманам олигархов? Непонятно также, почему в крае застопорилось создание региональной банковской системы.
О бедном крестьянине замолвите слово
На фоне больших и малых отраслевых бед жалобы краевых аграриев звучат все же наиболее остро. Депутаты ЗС от агропромышленного комплекса хотя и признают, что в бюджете им сделан шаг навстречу, но в то же время заявляют категорично, что одним бюджетом сельское хозяйство края уже не спасти. Даже по официальной статистике - 70% сельхозпредприятий региона убыточны. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения - 2669 руб. - край занимает одно из последних мест в Сибирском федеральном округе. И это при прошлогодней самой высокой в округе средней урожайности зерновых - 20 центнеров с гектара. А ведь раньше Красноярье никому, кроме Алтая да разве что еще Омской области, не уступало.
Диспаритет цен на селе из-за дороговизны ГСМ вырос в три раза. И хотя в бюджет на поддержку сельского хозяйства нынче заложено в два раза больше средств, прогноз крестьян нерадостен: судя по всему, краевой агропром и в этом году сработает в убыток. Цена на дизтопливо окончательно зашкалит за 9 тыс. руб. за тонну, а к посевной вырастет и еще больше. А пока что даже в тех хозяйствах края, где в прошлом году намолотили под 40 центнеров с гектара - не хуже чем на Кубани, - кредиторская задолженность все равно продолжает неуклонно расти.
Красноярск