0
878
Газета Регионы России Интернет-версия

14.02.2001 00:00:00

Между прошлым и будущим

Тэги: Пермские моторы, промышленность, производство


CЕГОДНЯ промышленный холдинг "Пермские моторы" - признанный лидер отечественного авиационного двигателестроения, главное бюджетообразующее предприятие региона. Произведенными здесь двигателями оснащены в России большинство гражданских и немалая часть военных самолетов. У "Пермских моторов" славная история и традиционный для любого современного российского предприятия набор проблем.

В конце 20-х годов в СССР началось создание мощной авиационной промышленности. Один из крупнейших заводов партия и правительство решили построить в Перми. В пользу такого выбора говорило много факторов: к тому времени на Западном Урале уже сформировалась солидная промышленная база, работали высококвалифицированные кадры, имелись крупный железнодорожный узел, университет и средние специальные учебные заведения.

В годы Великой Отечественной войны пермские моторы стояли на бомбардировщиках Пе-8, Ту-2, истребителях Ла-5, Ла-7, транспортных самолетах. В послевоенные годы Пермский моторостроительный завод перешел на изготовление воздушно-реактивных и ракетных двигателей.

Лучшие технические достижения предприятия тесно связаны с именем знаменитого советского конструктора, руководителя мотороконструкторского бюро (ныне - АО "Авиадвигатель") Павла Соловьева. Двигатель Д-20П, прошедший государственные испытания в 1960 году, на два года опередил западных конкурентов. Спроектированные Соловьевым установки для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31 сразу становились новым словом в отечественном и мировом самолетостроении. Воздушные машины с пермскими двигателями установили более 50 мировых рекордов.

Рост пассажиропотоков в начале 80-х годов потребовал новых самолетов и современных двигателей. В Пермском мотороконструкторском бюро был разработан ныне широко известный двигатель ПС-90А, названный так в честь генерального конструктора Павла Соловьева.

По оценке специалистов, двигатель ПС-90А соответствует всем международным требованиям по экономичности, а также по шумовым и экологическим характеристикам. Причем сама конструкция этого авиадвигателя способствует созданию различных его модификаций расширенного применения. Имеется в виду прежде всего семейство самолетов на базе Ту-204 и первый из них - Ту-214. Кроме того, ПС-90А стал базовым изделием и успешно развивается в качестве наземных установок для перекачки природного газа.

Последнее обстоятельство помогло пермским моторостроителям выжить в самые тяжелые для них 90-е годы. В 1992 г. пермские конструкторы приступили к созданию газотурбинных двигателей наземного применения. В короткий срок были разработаны и успешно запущены в серийное производство газотурбинные установки с характеристиками, удовлетворяющими требованиям мирового рынка. В соответствии с принятой программой в Перми развернулось проектирование и серийное производство газотурбинных установок в диапазоне мощностей от 2 до 25 мегаватт, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций.

В условиях резкого падения спроса на отечественные авиадвигатели "Пермским моторам" (так они стали называться после приватизации) пришлось выживать своими силами. Ведь государство тогда в буквальном смысле слова махнуло рукой на отечественный моторостроительный комплекс, государственная доля в уставном капитале предприятия составила лишь 14 с небольшим процентов. Именно тогда предприятие потрясли серьезные катаклизмы: невыплаты зарплаты, сокращенная рабочая неделя.

Начиная с 1997 года крупнейшие акционеры "Пермских моторов" "Интеррос", "Пратт энд Уитни" и "Газпром" начали реализацию скоординированной программы развития всего Пермского моторостроительного комплекса. Была проведена его реорганизация, в производство было инвестировано около 100 млн. долл., существенно усовершенствован двигатель ПС-90А, реструктурирована и погашена многомиллионная кредиторская задолженность. Все эти меры позволили преодолеть кризис.

Сегодняшние "Пермские моторы" - это крупнейший промышленный холдинг, выпускающий высокотехнологичные изделия для самых разных отраслей. Для авиации - двигатели ПС-90А на самолеты Ил-96 и Ту-204; для космоса - самые мощные в мире ракетные двигатели РД-253; для вертолетостроения - уникальные редукторы к вертолетам КБ Миля; для газовых магистралей - сконструированные на базе авиационных двигателей газоперекачивающие агрегаты.

- В июне прошлого года председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев и глава холдинга "Интеррос" (главный нынешний собственник "Пермских моторов") Владимир Потанин подписали генеральное соглашение о сотрудничестве, - говорит генеральный директор "Пермских моторов" Виктор Кобелев, - был подготовлен протокол, по которому на ближайшие пять лет "Газпром" обеспечит Пермский моторостроительный комплекс заказами. Только в нынешнем году газовый концерн заказал нам производство ста газотурбинных установок.

- По прогнозам специалистов, производство газотурбинных установок станет для Пермской области бизнесом ХХI века, - замечает Алексей Фролов, заместитель генерального директора ЗАО "Искра-Авигаз" (именно через эту структуру на "Пермские моторы" идут все заказы "Газпрома").

По мнению генерального директора "Пермских моторов" Виктора Кобелева, у предприятия появляется и совсем новый, но весьма перспективный рынок - производство мини-электростанций. Одна такая электростанция недавно была пущена в эксплуатацию в Башкортостане. Хотя в республике есть свой завод, Уфа почему-то предпочла иметь дело с пермским предприятием┘

Гораздо хуже обстоит дело с выпуском непосредственно авиадвигателей. В 1998 году на "Пермских моторах" было произведено два двигателя, за весь 1999 год не было продано ни одного нового авиадвигателя, а за 2000 - только 3. Низкий платежеспособный спрос российских перевозчиков и закрытость для нашей продукции западного рынка не позволяют и на 20% загрузить производственные мощности авиадвигателестроителей. В основном они занимаются ремонтом и обслуживанием ранее выпущенных двигателей.

К тому же в последнее время предпринимаются многочисленные попытки скомпрометировать пермский авиадвигатель ПС-90А, говорят о его ненадежности, технических огрехах и т.д. Не исключено, что это связано со слухами о том, что "Аэрофлот" намерен закупить большую партию западных лайнеров (они, мол, надежнее). Многие в Перми уверены, что все это происки конкурентов. Несмотря на все разговоры, сегодня "Пермские моторы" принимают активное участие в создании нового самолета ТУ-234. На нем будут установлены два пермских ПС-90А. Первый полет 160-местного пассажирского лайнера запланирован уже на апрель нынешнего года.

Но до этого надо еще дожить. Хотя руководители предприятия в разговорах с журналистами любят подчеркивать, что последние два года все предприятия холдинга работают с прибылью, тем не менее известно и другое: долги, накопленные "Пермскими моторами" до 1997 г., по-прежнему тяжелым грузом висят на предприятии.

Понятно, что возможное банкротство и разрушение Пермского моторостроительного комплекса не может устраивать ни государство, ни акционеров предприятия. В то же время накопившиеся долги не могут быть погашены за счет доходов предприятия при нынешнем положении в отечественной авиации. Тупик? К счастью, выход был найден.

По предложению Росавиакосмоса, поддержанному частными акционерами, был разработан комплексный план реструктуризации "Пермских моторов". Согласно этому плану "Интеррос", "Пратт энд Уитни" и "Газпром" обеспечат наличие блокирующих или контрольных пакетов акций всех основных предприятий комплекса (ПМЗ, "Протон-ПМ" и "Авиадвигатель") в собственности "Пермских моторов" и передадут государству 37,2% акций этого объединения. В результате государство получит контроль над всеми предприятиями комплекса. Государство, в свою очередь, урегулирует проблему задолженности "Пермских моторов" Пенсионному фонду, которая составляет 491 млн. руб., и передаст "Пермским моторам" право использования интеллектуальной собственности на двигатели ПС-90А и Д-30, а также находящиеся в федеральной собственности пакеты акций "Авиадвигателя" и НПО "Искра".

Если это соглашение обретет юридическую силу, то это будет одним из первых шагов к цивилизованному сотрудничеству государства и частного бизнеса. Сотрудничества, безусловно, взаимовыгодного. Усиление государственного контроля над стратегически важным предприятием, которое, очистившись от долгов, сможет динамично развиваться, выгодно и федеральной власти, и частным акционерам. Не останется в этом случае в накладе и регион. Успешно работающие "Пермские моторы" для него - это 17 тыс. рабочих мест и немалые суммы регулярно поступающих в местную казну налогов.

Буквально на днях на лентах информационных агентств появилось заявление руководства "Рыбинских моторов" о начале серийного производства двигателя ПС-90А на этом предприятии в связи с тем, что якобы "Пермские моторы" "не в состоянии полностью удовлетворить потребности рынка в силовых агрегатах данного типа". Более абсурдной формулировки невозможно было найти, зная, что уже несколько лет заказы на этот двигатель исчисляются единицами, а проектная мощность "Пермских моторов" - несколько сот двигателей в год. Неясно, на что рассчитывают руководители "Рыбинских моторов", но ясно, что данное решение в очередной раз демонстрирует необходимость скорейшего принятия комплексной государственной программы авиастроения, которая не позволяла бы предприятиям отрасли распылять ресурсы и вести безответственную губительную конкуренцию. Без четкой государственной политики в области наукоемких технологий и без надежных рычагов влияния на производителей Россия сможет не только выйти на передовые позиции в мировом авиастроении, но и удержать достигнутые.

Пермь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2111
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1361
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1012
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1327

Другие новости