В ПОСЛЕДНИЕ год-полтора на Западе с завидной регулярностью возникают скандалы, которые так или иначе направлены против России. Они, разумеется, негативно сказываются на доверии к нашей стране, оборачиваются дополнительными проблемами во внешнеэкономической области. Тем не менее преувеличивать их воздействие не стоит. Как сказал один из чиновников в аппарате правительства, "скандалами проверяют прочность того, на кого они направлены". А Россия, по его словам, "уже не та, чтобы обращать внимание на любой чих с Запада и действовать под его диктовку".
Разведка боем была предпринята в прошлом году, когда в США разразился скандал вокруг американского "Бэнк оф Нью-Йорк". Его обвинили в отмывании российских денег. Хотя позднее эти обвинения не получили подтверждения, поставленная цель была достигнута. В глазах западной общественности Россия предстала страной, где творится беззаконие, процветают преступность и коррупция. Этот фон стал основой формирования администрацией Джорджа Буша-младшего нового внешнеполитического курса по отношению к России. Как известно, он публично выступил против предоставления Москве новых кредитов до тех пор, пока она не покончит с коррупцией.
Новый скандал разгорается сейчас в Германии. Прокуратура Дюссельдорфа начала расследование об отмывании российских денег в объеме до 7 млрд. долл. через немецкие банки: "Дойче банк", "Дрезднер банк", "Коммерцбанк" и государственный "Вест ЛБ". Эти средства шли якобы от компании "Транс уорлд групп", которая до 2000 года активно работала на российском металлургическом рынке.
Кроме чисто пропагандистской нагрузки, эти скандалы имеют, безусловно, прикладной характер. В случае с "Бэнк оф Нью-Йорк" преследовалась цель ухудшить отношения России с МВФ. Попытка удалась: реальные перспективы получения Россией кредитов от МВФ отсутствуют. История с "грязными" российскими деньгами возникла в Германии тоже не случайно. По большому счету, это ответ западных стран на возможную попытку России добиваться смягчения для себя условий выполнения долговых обязательств перед Парижским клубом.
Однако скандалы используются не только для решения таких масштабных задач, как, например, замораживание Международным валютным фондом кредитной линии России или выполнение в полном объеме долговых обязательств перед Парижским клубом. В настоящее время, как считают российские эксперты, они все чаще и активнее используются для достижения локальных целей, направленных против конкретных российских компаний и отдельных видов отечественного бизнеса. Наиболее показательным в этом отношении является скандал против компании "Русский алюминий". Хотя об этой истории писали уже много, о ней стоит напомнить. В конце прошлого года компании Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd. и Alucoal подали в суд Нью-Йорка (США) иск к ряду российских физических и юридических лиц, среди которых упоминается и "Русский алюминий". Истцы требуют компенсации в размере 2,7 млрд. долл. за ущерб, причиненный этим структурам в результате банкротства Новокузнецкого алюминиевого завода. Одновременно российская компания обвиняется в совершении незаконных действий в отношении этого предприятия. Почти сразу же выяснилось, что иск - не более чем формальный повод для разжигания скандала, на волне которого можно чего-то добиться. Это в полной мере иллюстрируется лишь одним фактом: иск направлен в суд лишь после того, как с ним ознакомились средства массовой информации. Сами истцы - Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd. и Alucoal - являются структурами, аффилированными с компанией МИКОМ. Ее глава Михаил Живило раньше управлял Новокузнецким алюминиевым заводом, доведя его до банкротства. В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что скандал организован с подачи Михаила Живило. Его цель - опорочить деловую репутацию "Русского алюминия" и одновременно решить личные проблемы. Дело в том, что против Михаила Живило возбуждено уголовное дело, и он, судя по всему, старается таким образом себя обелить.
За этой акцией нельзя не увидеть попытки бросить тень на российский алюминиевый бизнес, лидирующие позиции в котором занимает "Русский алюминий". Образование этой компании поставило точку в темных страницах отечественной алюминиевой промышленности последних лет. Отказ от многочисленных посредников, установление прямых связей с потребителями, ликвидация запутанных финансовых схем сделали алюминиевый бизнес прозрачным, привели к значительному повышению его эффективности. Понятно, что подобное развитие событий оказалось для структур, которые привыкли черпать отсюда огромные доходы, полной и крайне неприятной неожиданностью. Поэтому закономерно то, что создание в России цивилизованного алюминиевого рынка иногда подается на Западе как некий "черный" передел, незаконное перераспределение сфер влияния и т.п. Эффективность любого скандала, каким бы он ни был, имеет свои пределы. Последние, в свою очередь, зависят в немалой степени от того, против кого именно затеян скандал. Следует отметить, что российские средства массовой информации отслеживают историю с иском в Нью-Йоркский суд с таким вниманием, будто от него зависит судьба "Русского алюминия" или же всей отечественной алюминиевой отрасли. На самом деле это не совсем так.
В настоящее время Россия, хотят этого на Западе или нет, уверенно набирает обороты, прежде всего в экономической области. Быстрыми темпами идет развитие стратегически важных для страны отраслей, включая алюминиевую. В свою очередь, отечественные компании, которые сознательно взяли на себя функции лидера в том или ином секторе промышленности, уже входят в мировую экономическую элиту. К последним, кстати, относится и "Русский алюминий". Поэтому россияне уже могут позволить себе не обращать особого внимания на любые скандалы. Тем более что они были, есть и всегда будут.