0
1144
Газета Регионы России Интернет-версия

12.01.2001 00:00:00

Александр Усс: Людей надо убеждать, а не "строить"

Тэги: Красноярск, Усс, закон


Красноярск, Усс, закон

-КАК СЛОЖИЛСЯ для Красноярского края, одного из крупнейших регионов страны, ушедший год?

- Наиболее важной особенностью его, полагаю, стало избрание нового президента России. Мне кажется, это сказалось на социальной и даже на экономической ситуации в Красноярском крае. При всей разнополярности в оценках старта Владимира Путина, думаю, в целом - как в стране, так и в нашем регионе - возникло ощущение свежести, появилась надежда.

Если же говорить, например, о роли новой структуры - Сибирского федерального округа - в жизни Красноярского края, я не вижу никаких минусов. Есть отдельные моменты, касающиеся, скажем, несоответствия некоторых, по мнению представителей федеральных органов, наших законов общероссийским, но мы с ними это обсуждаем, высказываем свои претензии. Причем они нас выслушивают и правильно, на наш взгляд, реагируют.

Важнейшим итогом ушедшего года для края, как и для всей России, стало некоторое продвижение вперед в сфере экономики. Хотя мы прекрасно понимаем, что это главным образом связано не только (и не столько) с нашими усилиями, сколько с благоприятной конъюнктурой на внешнем рынке. Ведь сейчас у нас, например, 70% поступлений в краевой бюджет дают производители-экспортеры. Если же обратиться к общенациональной статистике, то в целом по стране, если не ошибаюсь, ожидается экономический рост (к результату 1999 года) около 10%. К сожалению, в крае он ниже среднероссийского и составит, думаю, лишь около 6%.

- Чем это вызвано?

- Наверное, тем, что всерьез не занимались ни своим внутрикраевым продуктом (который и производится, и потребляется в регионе), ни теми предприятиями, что контролируются непосредственно местной властью.

С другой стороны, думаю, сказалась и попытка превратить Красноярский край в некий образец борьбы с криминалом, а также "демонстративно показательные", но необоснованные решения, принимавшиеся в связи с этим. Такие действия "пригасили" предпринимательскую активность, вызвали беспокойство и опасения, что, на мой взгляд, не могло не сказаться и на приходе к нам новых финансов.

- А есть ли на краевом уровне законодательные резервы, которые могут ускорить социально-экономическое развитие региона?

- Думаю, что такие резервы есть, хоть они и не слишком велики. Пожалуй, более уместно вести речь не о законодательстве как таковом, а о позиции власти. Если почти каждый день передавать предприятия из рук в руки, говоря "это чужое, вы напрасно решили, что это ваше", то есть действовать с позиций силы, то деньги от нас, конечно же, будут уходить. Нам надо изменить не столько законы, сколько управленческий стиль и подход. Нет ведь сомнений в том, что люди со здоровой головой никогда не станут строить дом на кратере бушующего вулкана. А Красноярский край в последние годы был именно таким вулканом.

Я, впрочем, не принадлежу к числу людей, которые придерживаются принципа "а Баба-яга против": раньше, мол, было так, а сейчас новая власть действует неправильно. В качестве позитива я бы отметил, например, высокий уровень собираемости налогов, благодаря чему у нас имеется существенный профицит регионального бюджета. Мы начали забывать, что такое долги по зарплате, по пенсиям, мы заметно оздоровили материальную базу в бюджетных учреждениях - образовательных, медицинских, культурно-просветительских. Смогли принять (и, надеюсь, сумеем реально профинансировать) так называемый закон о культуре, который даст возможность поддержать тех, кто работает в этой сфере, особенно на селе.

Так что плюсов у нас тоже немало, и о них не стоит забывать. Другое дело, в какой мере они являются заслугой нынешней власти - как исполнительной, так и законодательной, - это вопрос.

- На днях был принят в первом чтении ваш главный финансовый закон - краевой бюджет на 2001 год. В чем его особенности?

- Во-первых, достаточно весомые суммы выделены на поддержку социальной сферы. Серьезное внимание уделено также жилищному строительству и вообще строительному комплексу. Мы понимаем, что из-за этого могут возникнуть дополнительные проблемы: чем больше мы настроим и отремонтируем, тем больше, естественно, придется тратить и на содержание этих объектов. Тем не менее полагаю, что все это - наша святая обязанность.

В отличие от прошлогоднего новый бюджет спланирован дефицитным. Кроме того, у нас нет прежней уверенности в том, как он будет исполняться, коль скоро в целом финансовое состояние края в большей степени будет зависеть от Федерации. Ведь денежные потоки в стране стали более централизованными и многие из наших прежних обязанностей, например выплата пенсий, отныне, как известно, будут финансироваться в рамках федеральных программ. Мы очень надеемся, что не придется деньгами самого края закрывать те прорехи, которые могут возникнуть в силу хотя бы организационных сложностей, неизбежных при таких нововведениях.

Еще один весьма специфический для нас момент связан с тем, что Красноярский край попал в жесткую финансовую зависимость от положения дел на Норильском горно-металлургическом комбинате. Удельный вес его платежей в краевой бюджет в прежние годы составлял 20-25%. Теперь же эта доля, судя по всему, достигнет 65-70%. Сегодня менеджеры Норильского комбината ведут себя достойно и не прибегают к каким-либо способам обозначения своей нынешней роли в жизни края, за что надо быть им благодарными. Но фактически положение дел в регионе зависит от Норильска, поэтому при желании можно либо обострить ситуацию, либо резко ее улучшить.

Даже если абстрагироваться от разного рода проблем, связанных у нашего края с этим городом, то сама по себе такая "привязка" к одному предприятию опасна. Могут, скажем, ухудшиться на мировом рынке цены на его продукцию, могут, наконец, возникнуть и какие-то технологические сбои у самого производителя. Соответственно это и вызывает опасения.

- А как вообще выстраиваются у краевых властей отношения с муниципалиями и как много среди них "самодостаточных" вроде Норильска?

- У нас есть еще два, помимо Норильска, относительно благополучных муниципальных образования. Это прежде всего Красноярск, который, впрочем, начинает испытывать все большие проблемы экономического плана, и Северо-Енисейский район, где расположено мощнейшее Олимпиадинское месторождение золота. Думаю, экономическое положение муниципалий все-таки каким-то образом соотносится с результатом деятельности их руководителей, и не случайно глава Северо-Енисейского района на недавних выборах получил около 90% голосов, а красноярский мэр - почти столько же.

А в целом в сегодняшних условиях экономической нестабильности и бюджетных проблем есть в крае, как и во всей стране, стремление централизовать ресурсы. Наверно, в этом есть закономерность, обусловленная кризисной ситуацией.

Тем не менее, несмотря на эту общую тенденцию, мы все-таки еще не додумались в крае до того, чтобы "помножить на ноль" местное самоуправление и полностью прибегнуть к системе назначений, к чему регулярно раздаются призывы. Думаю, это не пошло бы на пользу ни жителям муниципальных образований, ни центральной власти, в чьей приемной люди просто выстроились бы в очередь.

Поэтому, например, и бюджет мы стараемся формировать не только в одном направлении - сверху вниз, но и снизу вверх. У нас есть координационный совет по взаимодействию депутатов всех уровней. В рамках его мы традиционно проводим бюджетные слушания, чтобы перед принятием основного финансового закона узнать мнение глав муниципалий, которое они (по вполне понятным причинам) не слишком охотно высказывают в кабинетах краевой администрации. На сей раз каких-либо стенаний практически не было.

- Вы упомянули Олимпиадинское месторождение, и поневоле вспомнилось громкое намерение Александра Лебедя создать в крае золотой запас...

- Трудно сказать, что имел в виду наш губернатор. Думаю, это более чем сомнительное заявление, поскольку для такого шага нет ни правовых оснований, ни необходимости. Ведь в сегодняшних финансово-экономических отношениях никто не дает гарантий кулями золота. Это означало бы просто замораживание средств, и такая схема, конечно же, неприменима ни для кредитования, ни для инвестирования.

- В ваш край входит еще и два автономных округа. Сейчас в стране наблюдаются противоположные тенденции: одни бывшие автономии добиваются полного и окончательного суверенитета, другие готовы с ним по доброй воле расстаться. Какая из них, по-вашему, возобладает?

- Этой темой я занимался много - в силу того, что у нас были серьезные проблемы с Таймыром. Кроме того, я в свое время даже избирался депутатом Совета Федерации от Эвенкийского округа. По большому счету, повышение статуса бывших автономий ничего путного их коренным народам не дало. Можно сказать еще резче: назвав эти округа именем "титульной" нации, русскоязычное население фактически взяло там власть и решало все в свою пользу, забывая зачастую об интересах аборигенных народностей.

А они действительно нуждаются в поддержке, только носить она должна адресный характер и не увязываться с региональным статусом. В то же время, на мой взгляд, эту проблему сегодня нельзя решать "чохом": как это сделали в одну сторону, так все и переделаем в обратную. В Тюменском регионе, например, округа (учитывая их экономический, административный и интеллектуальный потенциал) сильнее, чем сама область. Почему бы не оставить им сегодняшний статус?

С другой стороны, в том же Эвенкийском округе живут 22 тысячи человек, из них представителей коренной национальности не наберется и 5%. Из многих населенных пунктов там гораздо проще добраться до Красноярска, чем до окружного центра. Так зачем городить огород? Вполне уместно, думаю, ставить вопрос о ликвидации нынешнего статуса этого округа, но делать это надо опять же не "сверху", а учитывая мнение населения.

Если же мы начнем действовать с позиций силы, то ничего не добьемся. Людей надо не "строить", а убеждать. А когда они увидят свой экономический интерес, то, конечно, сделают шаг навстречу.

- Вы не раз говорили, что и регионам надо отстаивать свои интересы перед Центром, но без конфронтации с ним. Последнее теперь, после реформы властной вертикали, почти невозможно. Но как быть с первым?

- Что касается роспуска Законодательных собраний и отстранения от должности глав исполнительной власти - я целиком это поддерживаю. Здесь можно было пойти еще дальше и наделить президента правом приостанавливать (до вынесения судебного решения) действие нормативных и иных властно-распорядительных документов, противоречащих, по его мнению, Конституции. Это ведь мы должны судиться с руководителем государства, а не он с нами.

Но Совет Федерации, думается, вполне мог существовать и в прежнем виде. Я не вижу в его реформировании никакой трагедии, однако окончательный результат мы получим только через год, когда сложится новый состав верхней палаты. Подозреваю, что реформа породила и новые проблемы, которые предстоит решать. Если сюда будут делегированы племянники, сваты и прочие "свойственники" (что в общем по закону допустимо), то мы получим такой Совет Федерации, от которого просто волосы встанут дыбом. Тогда его лучше вообще упразднить, передав функции Госсовету, а это означает изменение Конституции и т.д.

Поэтому сейчас важно, чтобы возобладал здравый смысл и не позволил довести ситуацию до маразма. Верхняя палата и в будущем своем виде должна быть не только работоспособной, но еще и ответственной и авторитетной. Сделать ее такой - задача для каждого субъекта Федерации.

Красноярск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1851
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1160
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
853
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1144

Другие новости