Строительство нефтеналивного порта в Приморске, который станет основной составляющей Балтийской трубопроводной системы (БТС), идет строго по графику. Установленный президентом РФ Владимиром Путиным срок реализации этого крупнейшего российского проекта соблюдается. "Сегодня нет повода для сомнений, что первый танкер отчалит от Приморска, как и намечалось, в декабре будущего года", - заявил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.
Основной заказчик БТС - акционерная компания "Транснефть" - исправно и точно по графику финансирует работы. Это отражается на их темпах. С марта, когда в Приморске торжественно заложили первый камень, сделано очень много.
На будущей нефтебазе разместятся десять емкостей по 50 тыс. тонн каждая. В конце мая пройдет испытание нефтеналивных емкостей: их заполнят водой (как горячей, так и холодной), проверят крепость резервуаров, устойчивость к перепаду температуры.
"Конечно, без проблем стройка столь крупного масштаба протекать не может. Но мы считаем проблемы рабочими. Пусконаладочные работы пройдут в течение лета. Таким образом, в конце нынешнего года БТС станет реальностью", - сказал вице-президент акционерной компании "Транснефть" Сергей Тер-Саркисянц. Он отметил, что власти региона оказывают содействие в реализации проекта, а без поддержки руководителей на местах "мало чего можно добиться".
Одновременно со строительством порта в Приморске активно выполняется вторая задача - прокладка трубопровода Кириши - Приморск протяженностью 270 км.
Кроме того, одновременно со строительством нефтепровода Кириши - Приморск начато строительство второй трубы на участке Ярославль - Кириши. Это позволит вскоре после начала работы порта увеличить его мощность до проектной - 30 млн. тонн нефти в год.
Всего в проект БТС и строительство порта в Приморске планируется вложить 460,2 млн. долл. Сергей Тер-Саркисянц сообщил, что схема финансирования разработана, о привлечении западных инвестиций разговор не идет. Балтийская трубопроводная система является стратегически важнейшим объектом, а получение денег из-за границы ставит страну в зависимость. Главная же цель БТС - выход России из-под диктата прибалтийских и финских портов, через которые сегодня идет перевалка экспортной нефти.
Несомненно, такой расклад устраивает не всех. Есть немало заинтересованных сторон, старающихся препятствовать стройке. На первоначальном этапе они действовали через чиновников Минторга, активно лоббирующих продление трубопровода до финского Порвоо. Сейчас, после расформирования этого ведомства и заявления Владимира Путина о полной поддержке проекта, к делу подключились "зеленые". Хотя все проекты проходят самую тщательную экспертизу, "зеленые" заявляют о вреде БТС для экологии. Однако, как ни странно, если трубу протянут до страны Суоми, они ничего против не имеют. Валерий Сердюков заявил, что "подоплека интересов "зеленых" понятна: она целиком отталкивается от экономики". Существуют точные данные, что Россия в настоящее время теряет до 1,5 млрд. долл. от транспортировки грузов через порты в Вентспилсе, Одессе. Известно, что транзит российского сырья дает 25% доходов бюджетов Латвии и Эстонии. Ясно, что наши соседи не хотят терять контроль над условиями по перевалке российской нефти и здесь все средства для достижения цели хороши. Только успешное осуществление проекта БТС откроет перед Россией большие перспективы, которые уже становятся осязаемыми.
Ленинградская область