ДЕЛЕГАЦИЯ литовского Минтранса во главе с вице-министром транспорта Римвидасом Градаускасом в конце декабря посетила Калининградскую область, предложив соседям взаимно уравнять транзитные тарифы, в том числе при использовании морских портов. Это, по мнению литовской стороны, снизит уровень транзитных железно-портовых расценок в данном регионе на 10-15% в сравнении с латвийскими и эстонскими. А в дальнейшем увеличит транзитную загрузку Бутинги (нефтеэкспортного терминала), Клайпеды и портов Калининградской области. "Пора создать конкуренцию латвийским и эстонским портам", - подчеркнул Римвидас Градаускас.
Заметим, что Литва долгое время держала на должном уровне свои транзитные тарифы для Калининградской области и вообще для российских грузов. Во многом из-за этого они устремляются в латвийские Лиепаю и Вентспилс. Кроме того, такая политика Вильнюса "увела" Балтийскую трубопроводную систему к российским портам на Финском заливе.
Но фактически Литва оказалась как бы между молотом и наковальней. С одной стороны, резко сократился российский и белорусский внешнеторговый транзит по ее территории. А с другой - эти грузы стали переходить на эстонские и латвийские коммуникации. Недавнее же введение паромного сообщения между Калининградом и Санкт-Петербургом ухудшило и без того невысокую транзитную конкурентоспособность Литвы. Такой сценарий вынудил Вильнюс предпринять неординарные меры. И в первую очередь - по восстановлению исторического транзитного "моста" Калининградский регион-Литва. А поскольку темпы сокращения транзитных доходов превзошли все ожидания литовских чиновников, Калининград уже по географическим причинам превратился в партнера Вильнюса в области транзитной политики.
Еще в 1998 г. Литва предложила соседнему российскому региону взаимно уравнять транзитные тарифы хотя бы для литовских и калининградских грузов. По целому ряду причин эту идею не отвергли ни Калининград, ни Москва. Сегодня это вновь предлагается Литвой.
По мнению экспертов МПС РФ и Калининградской обладминистрации, более приемлемо было бы снижение на 25-30% литовских тарифов для любых российских внешнеторговых грузов, то есть не только для калининградских. А затем возможны договоренности о равных транзитных расценках для взаимных грузов Литвы и Калининградской области.
Косвенно это подтвердил 17 декабря первый замглавы Калининградской обладминистрации Сергей Бучельников: "В Калининграде смотрят на литовские железные дороги как на стратегического партнера и выгодного клиента. Но принцип уравнения тарифов на грузоперевозки по железным дорогам Литвы и России нуждается в более детальной проработке. Тем более что основные вопросы тарифной политики решаются в Москве".
Словом, Калининград пока отверг транзитную политику, "сепаратную" от остальной России (на что, видимо, надеялись в Литве). Вильнюс же недавно возобновил консультации с Польшей о строительстве 170-километровой железной дороги (между Сувалкией и юго-западной Литвой), чтобы создать артерию, напрямую соединяющую всю Балтию (минуя Калининградскую область) с Восточной Европой и Евросоюзом. Так что возможны варианты.
Калининград