-На днях на совещании юристов в Новосибирске министр юстиции Чайка вновь поднял вопрос о приведении местных законов в соответствие с федеральными. Как обстоит с этим у вас в области?
- Почти 5 лет я занимаюсь формированием законодательной базы Ульяновской области. Создавать ее пришлось в условиях переходного периода, то есть в сложное, сумбурное, непредсказуемое время, когда к тому же "размыто" федеральное законодательство. При этом очень важна ясность, прозрачность и предсказуемость действий органов госвласти, важно сохранять режим стабильного плавного, необвального перехода от одного социально-экономического формата к другому. Собственно говоря, это и было главным принципом в правовом строительстве для нашей области.
Зато сегодня, когда по всей стране региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным, один из наших законов может стать модельным для России. Он называется "О поддержке авиационного лизинга" и для нашего государства остается единственным в своем роде - принят пока только в Ульяновской области. Это первый случай, хочу обратить на это внимание, когда местный закон может быть спроецирован на федеральном уровне.
- Что он дает авиастроителям?
- Я бы сказал, что отсутствие этого закона не обеспечивает благоприятных условий для сохранения и развития нашей супергигантской авиационной отрасли, а она ведь у нас действительно супергигантская. Сейчас, напротив, созданы антикомфортные для нее, губительные условия, при которых отрасль деградирует и рушится.
Смотрите: в нашей области на ульяновском заводе производится 65% самолетов всего Приволжского федерального округа, хотя в нем есть еще 3 подобных предприятия. Фактически готовая продукция имеется в основном у нас - выпускается, например, самолет-гигант "Руслан" (крупнее которого, кстати, нет во всем мире), а также пассажирский среднемагистральный ТУ-204. В этом году мы сделали шесть самолетов, пять уже продали, еще один продадим до конца года.
Между тем если сравнивать с заграницей, то один только "Боинг" в прошлом году произвел 608 самолетов - наглядный, кажется, пример того, насколько хорошо идут дела в российской авиационной отрасли. У нас нет не только государственной поддержки, но даже и законодательной базы, регламентирующей, каким образом это делать. И только мы в Ульяновской области такой закон изобрели.
А еще, например, у нас есть (и он положительно работает) закон о защите частных инвестиций. Его у нас переписали для себя 12 регионов России.
- Открывает ли это новые перспективы для развития области?
- По-моему, перспективы у нашего региона очень неплохие. Законодательная база есть, причем великолепная, талантливые кадры тоже есть. Потенциал большой, хотя востребован, к сожалению, только частично.
Бог нас немного обидел - у нас нет гигантских запасов ценного природного сырья, хотя есть, например, месторождения нефти. Еще будучи с 1992 по 1995 год заместителем губернатора области, я занимался развитием ее экспортного потенциала и могу сказать, что мы можем создать возможности для успешного развития нефтяной отрасли.
Емкость же инвестиционного поля региона высока. Я оцениваю ее (на основе анализа аналитической группы, созданной при ЗС) в пределах 1,5 миллиарда долларов. Нужно сделать все возможное для того, чтобы инвестор приходил. И не только на "Авиастар", но и, к примеру, в пищевую, легкую промышленность.
Кстати, на Ульяновский автомобильный завод сейчас вошел, выкупив контрольный пакет акций, очень сильный крупный инвестор - Череповецкий металлургический комбинат "Северсталь" (поставщик металлопроката, из которого делаются автомобили на УАЗе). И существует уже реальная инвестиционная программа для этого автозавода. Она предусматривает увеличение числа выпуска автомобилей с 80-90 тысяч штук в год до 160 тысяч. Причем новых моделей - повышенной комфортабельности, с великолепными ходовыми параметрами.
- Не мешает ли вам находить общий язык с инвесторами ярлык так называемой "красной" области?
- Нет. Я очень спокойно отношусь к разного рода штампам, клише, которые очень легко сегодня появляются благодаря свободе слова. Конечно, обидно, когда незаслуженно, необъективно, а больше того - заведомо ложно присваивается какое-то клише, формируя тем самым неправильное представление. Если уж мы коснулись такой темы, надо понять природу происхождения этого штампа.
В свое время основная задача руководства области заключалась в том, чтобы не ввергнуть ее население и социальную инфрастуктуру в разрушительный процесс. Кстати говоря, жизнь подтвердила, что мы выбрали правильную позицию, когда с 1991 по 1995 год целенаправленно создавали условия как для жителей, так и для предприятий области для плавного, поэтапного перехода к новым реалиям. Сделать это нам удалось без потрясений и социальных катаклизмов, зато мы стали мишенью для идеологического штампования.
Хотя всем понятно, что бросать неподготовленное население в стихию по принципу "рынок сам все определяет, и каждый должен найти в нем свою нишу" - это от лукавого. Потому что неподготовленное общественное мнение, неподготовленный человек никогда не сумеет этого понять.
Одна хорошая философская теория говорит о том, что в России главная причина неудач реформ всегда заключалась в том, что пока российский человек сам не поймет их необходимость, он ничего делать не будет. Способностью же воспринимать эту необходимость обладает не больше 15% социально и политически активного населения, а уж в совершенстве разбирается в них не более 1,5-2%. Словом, проблема заключается в том, чтобы подготовить людей.
Ведь радикализм или необольшевизм - это страшные вещи. А то, что происходило в России в начале 90-х годов, - это необольшевизм. Даже сами авторы такого радикального перехода сегодня признают: да, мы были молоды, у нас революционный романтизм был тогда. Но кому теперь легче от того, что спустя десять лет они бичуют себя?
Ведь когда начинаешь любое дело, нужен план. Вот и в 90-м надо было составить бизнес-план для всего государства, а не идти по ублюдочной формуле, что рынок, мол, сам определит спрос и предложение, сильный - выживет, слабый - умрет. Это чушь собачья. Сильный должен работать, а больной, беспомощный должен быть государством защищен.
Другое дело, что нужна более продуктивная, я бы сказал, тотальная оптимизация управления в стране и в регионе. Во всех отраслях: в системе управления экономикой, социальной сферой - в общем, во всем том, что можно назвать словом "жизнеобеспечение". И начинать надо в том числе и с подготовки кадров.
- Как вы представляете осуществление такой оптимизации?
- Во-первых, надо привести в окончательный вариант законодательство. Нельзя вводить новшества, если нет единых и обязательных для всех правил. Необходимо четко обрисовать обязанности и права для малого, среднего и крупного бизнеса, для чиновников. Это очевидно.
Второе. Создать по всей вертикали исполнительной власти, от губернатора до главы сельской администрации, благоприятные условия для реализации этих законов. Если их нет, то тогда рассчитывать на какой-то результат просто бессмысленно. Это нужно обязательно сделать.
К сожалению, невозможно оптимизировать управление на всех уровнях, не создав эффективную систему кадровой подготовки и переподготовки. Это как раз та сфера, где стихийные элементы не подходят, должна быть государственная система подготовки - в каждом регионе, на каждом уровне: федеральном, областном, муниципальном. Пока этого, к сожалению, нет.
- Как соотносится с идеей оптимизации управления образование в стране федеральных округов?
- Не знаю, как обстоит в других округах, но нам, видимо, повезло. Приволжский федеральный округ (где, кстати, производится четверть национального богатства России) возглавляет Сергей Кириенко - экономист, опытный человек, прошедший очень серьезный путь развития. Он недавно был у нас в области, посетил автомобильный и авиационный заводы, мы с ним встречались и обсуждали многие темы. Я думаю, что участие полпреда президента в экономических проблемах регионов и должно быть столь активным, а подход к ним - столь профессиональным. Это, кстати, и есть национальная кадровая политика.
Вообще Поволжье отличается от других регионов тем, что это насквозь милитаризованный федеральный округ. Здесь делается 25% валового национального продукта, но третья часть этого - доля "оборонки". У нас в области в прежние времена многие промышленные предприятия выполняли оборонные заказы. Да и до сих пор у нас существует уникальный завод, который производит и модернизирует ракетно-зенитные комплексы, есть и патронный завод (их всего два в России). То есть объем "оборонки" очень велик.
Это создает свои проблемы. Чтобы поддерживать людей, связанных с подобным производством, одного законодательства пока недостаточно. Нужна еще воля на уровне исполнительного органа власти, нужна твердая политика губернатора и его администрации.
- В этом вы тоже видите неиспользованные резервы?
- Конечно, ведь с точки зрения жизнеспособности наша область потенциально вполне самодостаточна. Я знаю, что нужно делать для того, чтобы пришли инвестиции, чтобы оживить промышленность, сельское хозяйство.
Вот это понимание и желание реализовать возможности привело меня к мысли, что надо дать согласие на многочисленные обращения жителей Ульяновска и области, трудовых коллективов, которые считают, что я должен брать сейчас инициативу в свои руки, и просят меня участвовать в выборах главы исполнительной власти. Пора, наконец, создать благоприятные условия и для развития бизнеса, а по сути, для тех 18 тысяч предприятий и организаций Ульяновской области, которые изо дня в день трудятся здесь на благо страны и региона.
Ульяновск