- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, каковы основные, на ваш взгляд, итоги прошедшего на прошлой неделе совещания президента РФ Владимира Путина с главами субъектов Федерации Юга России в Ростове-на-Дону?
- Прежде всего отмечу, что это был деловой и открытый разговор о социально-экономических и общественно-политических проблемах всего Южного федерального округа. Из основных направлений обсуждавшихся вопросов я бы выделил несколько. Первое - какие меры необходимо предпринять Центру, самим субъектам РФ для разрешения проблем беженцев, вынужденных переселенцев, вообще миграционных потоков. Второе - как определить реальные возможности России для улучшения экономического положения на Северном Кавказе. И третье - реализация задачи по установлению в стране единого конституционного пространства.
Отмечу также, что именно в Ростове-на-Дону произошло окончательное утверждение границ Южного федерального округа, в который вошли Волгоградская и Астраханская области, относившиеся ранее к Волжскому федеральному округу. Касаясь причин такой "перекройки границ", следует иметь в виду, что произошло это прежде всего по воле населения обеих областей. Кроме того, Волгоград и Астрахань традиционно относились к Северо-Кавказскому военному округу. Не исключено, что в таком решении присутствует и субъективный момент, когда руководителям двух областей удобнее находиться в Южном федеральном округе по каким-то личностным соображениям. Но в любом случае для всего Северного Кавказа в таком повороте много плюсов, потому что у нас появляется выход на Волжский бассейн. Конечно, можно задаться вопросом: что в конце концов мы получили в этом регионе России? Южный территориальный округ или Северный Кавказ в привычном понимании? Полагаю, что в политической и государственной терминологии мы должны пользоваться обоими понятиями.
- Президент России употребил довольно сильное выражение об отсутствии идеологии в контексте политики Центра относительно Северного Кавказа. Вы разделяете такую точку зрения?
- Путин очень аргументированно говорил о геополитической роли Северного Кавказа, которую он считает чрезвычайно важной. Он отметил, что политика в отношении этого региона в последние годы была невнятной. Я лично с этим согласен, хотя понимаю, что речь идет не об отсутствии такой политики вообще, а скорее об ее малой эффективности. Как будет дальше реализовываться политика Центра на Северном Кавказе, должно стать предметом обсуждения правительства, Совета Федерации, Федерального собрания, Госдумы РФ. Мне показалось, что президент России в этом контексте возлагает большие надежды на то, что федеральный округ аккумулирует весь опыт для решения политических и экономических задач Северного Кавказа. Общий фон высказываний Владимира Путина на эту тему был очень конструктивным: не следует все субъекты стричь, как новобранцев, под одну гребенку. Это особенно важно для парламентов республик, краев и областей Северного Кавказа. Есть особенности в культуре, образовании, истории, которые надо учитывать и сохранять. По сути, президент России поставил вопрос так: он не считает, что все законы субъектов Федерации должны быть приведены до последней запятой в соответствие с федеральным законодательством, движение должно быть взаимным и встречным. На мой взгляд, это правильная государственная постановка вопроса. Но это не касается, конечно, Конституции России, всем положениям которой должны соответствовать правовые акты субъектов Федерации.
- Известно, что на совещании затрагивались вопросы экономического развития России. Какое место в них отводилось Северному Кавказу?
- Владимир Путин сформулировал приоритеты социально-экономического развития Северного Кавказа. Невозможно создавать отдельные программы по каждому субъекту Федерации в отрыве от региональных интересов. Президент высказался за то, чтобы ориентироваться, начиная со следующего года, на крупные направления, наиболее характерные для всего региона. Он обозначил, что для России существуют два приоритетных района: Дальний Восток и Юг России.
Для Северной Осетии очень важно, что с 2002 года начнется государственное финансирование строительства Зарамагской ГЭС, что решит для нас (и не только!) проблему энергоснабжения. Это одна из важнейших проблем Северного Кавказа, который обеспечен сегодня энергоносителями только на 20%. Остальные 80% электроэнергии поступают в регион из других федеральных округов. Всего на Северном Кавказе намечается завершить строительство пяти ГЭС. Включена в государственное финансирование и реконструкция автодорог, связывающих Россию с Закавказьем, которые, как известно, проходят по территории Северной Осетии. По данным экспертов, через пять лет в обоих направлениях этих дорог будет перебрасываться до 140 миллионов тонн грузов.
Мне представляется очень важным, что категорически нельзя допускать деиндустриализацию субъектов Федерации на Северном Кавказе. Если на местах будут демонтироваться наукоемкие предприятия, сократится техническая интеллигенция, значительную часть которой составляют русские. Это пагубный процесс не только для Юга России, но и для страны в целом.
- Какое внимание было уделено на совещании вопросам местного самоуправления?
- Самое пристальное. Это был один из вопросов, вызвавших бурную дискуссию, хотя и понятно, что решения по нему в Ростове-на-Дону не принимались. Позиция Путина была предельно четкой. Он с пониманием отнесся к нашим суждениям о том, что не может большой город контролироваться местным самоуправлением, если в нем расположены все государственные органы. Практически все согласны были, что нижним этажом государственной власти должен быть район. Все сошлись на том, что местное самоуправление ограничится селом, станицей, поселком. Владимир Путин предложил при этом продумать наличие в городах небольших самоуправляемых территорий.
- Как известно, в Ростове-на-Дону затрагивались и вопросы, связанные с государственной атрибутикой...
- Да. Я высказал свою личную точку зрения, хотя она совпала с мнением многих участников встречи. Я - за музыку Александрова при условии, что мы проводим неформальный плебисцит. Видимо, этот вопрос будет очень широко обсуждаться в СМИ. По флагу не было вообще разночтений - триколор. Россия была, есть и будет великой державой, и ей надо иметь герб, который бы символизировал единство ее народов, российско-евразийскую природу государства.
Владикавказ