В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ скоро и в темные зимние ночи можно будет видеть Петропавловскую крепость во всей своей красе. Здесь начаты работы по освещению наиболее выразительных с точки зрения архитектуры строений военно-инженерного памятника.
Петропавловская крепость была заложена на Заячьем острове по повелению и плану Петра I 16 (27) мая 1703 г. Эта дата считается днем рождения Санкт-Петербурга. Памятник представляет собой неправильный шестиугольник, на углах которого находится шесть бастионов. Строительство крепости велось "с крайним поспешанием", за ним лично надзирал Петр I и его ближайшие сподвижники, отсюда и название бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков.
Первые в России фонари зажглись 23 ноября 1706 г. в Санкт-Петербурге. Светильники были повешены на фасадах домов вблизи Петропавловской крепости по приказу Петра I в честь победы русских войск над шведами под Калишем. Эти фонари зажигались лишь по большим праздникам.
В 1716 г. по приглашению российского императора прибыл в город на Неве французский архитектор Жан Батист Леблон. Он разработал проект уличного освещения Петербурга. С благословения Петра I спустя два года на набережной Невы напротив Зимнего дворца были установлены первые масляные фонари.
К концу 1723 г. на улицах города на Неве, и главным образом на Большой першпективной дороге, появились 595 деревянных столбов с застекленными светильниками, от которых веяло запахом горящего конопляного масла. Масляные фонари особой яркостью не отличались, порой ветер задувал трепещущие огоньки, тем не менее они освещали людям дорогу 130 лет.
Петропавловская крепость украшалась праздничными огнями по торжественным дням, которыми считались дни коронации императоров, бракосочетания членов императорской фамилии, празднования побед русского оружия. Во время торжеств по периметру стен крепости устанавливались масляные плошки с горящими фитилями. Традиция эта сохранялась до середины XIX века (уже с применением новых осветительных материалов). В 1879 г. наружное керосиновое освещение было заменено газовым, спустя еще 20 лет в крепости появилось электрическое освещение.
В 1964 г. была разработана программа ночной подсветки города, в которую вошли 22 памятника, в том числе и Петропавловская крепость. Огни на Невском фасаде крепости, фейерверки у Трубецкого бастиона и зажженные факелы на Ростральных колоннах были неотъемлемой частью всех городских праздников вплоть до начала 90-х годов. Однако шпиль Петропавловского собора оставался неосвещенным. Только 23 ноября 1997 г. была торжественно установлена подсветка шпиля. И теперь в самое темное время суток можно видеть сияющего ангела, парящего над городом.
Сегодня освещение крепостной стены со стороны Невской линии, Невских ворот, Флажной башни и Башен часовых выполняется с помощью светильников со специальными люминесцентными лампами. Светильники установлены на крепления, которые имеют козырек, закрывающий источник освещения от атмосферных осадков. Козырьки окрашены краской, имеющей высокую коррозийную стойкость, в цвет, сочетающийся с тоном самой стены.
Финансирование работ по освещению Петропавловской крепости взял на себя банк "МЕНАТЕП СПб". Председатель правления банка Виталий Савельев рассказывает: "Наш банк 27 ноября 2000 года отмечает свое пятилетие. И финансированием работ по освещению Петропавловской крепости мы решили отметить свой юбилей. Сумму решили не оглашать, но скажу так: средства настолько солидные, что решение о выделении денег принимал совет директоров банка. Мы гордимся тем, что живем и работаем в Санкт-Петербурге. Мы любим наш город, стремимся сохранить и подчеркнуть его красоту. Первоначально мы рассматривали несколько проектов освещения памятников архитектуры, в частности Исаакиевского собора. Но выбрали Петропавловскую крепость потому, что данный проект нам показался наиболее интересным".
"Если бы так своеобразно отмечали свои юбилеи и другие финансово-промышленные организации, заметно ускорилось бы превращение Петербурга в благоустроенный город по евростандартам", - сказала первый заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева.
"Мне представляется, - заявил корреспонденту "НГ" главный художник Санкт-Петербурга Иван Уралов, - что в первую очередь нужно обращать внимание на функциональное освещение наших улиц. Нужно менять или ремонтировать фонари, устанавливать новые современные источники света в соответствии с нормами освещенности, необходимыми для такого удивительного города, в котором полгода белые ночи и полгода тьма. Мне кажется, что уже после этого можно говорить о художественной подсветке города. Но в то же время художественная подсветка основных ансамблей должна идти рука об руку с функциональным светом. Такие ансамбли, как Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, набережная Невы, Невский проспект и другие объекты, должны быть подсвечены незамедлительно".
Санкт-Петербург