ФЕДЕРАЛЬНЫЕ отношения в России становятся новой сферой дипломатического искусства. Примером этого стал визит полпреда Приволжского округа Сергея Кириенко в Башкирию.
Кириенко приехал в Уфу "с официальным дружественным визитом". Именно так не без иронии обозначил президент Рахимов статус мероприятия. По духу и букве выступлений самого Кириенко было ясно: полпред приехал снять напряжение, возникшее за несколько месяцев противостояния вокруг принятия новой Конституции республики. Руководство Башкирии фактически тормозило корректировку Конституции в соответствии с федеральными нормами, настаивая на сохранении статус-кво. Президентский же полпред откладывал свой визит, давая тем самым понять, по-видимому, что примат российских законов обсуждению не подлежит.
Тем временем профессора и крестьяне направляли полпреду личные и коллективные обращения, выражая свое несогласие с московскими нововведениями. Местные общественные организации всерьез спорили о том, не полезнее ли вообще "сецессия" с точки зрения принципа республиканского суверенитета. Активисты молодежных организаций устраивали пикеты, призывая Муртазу Рахимова "не отступать ни на шаг" от действующей башкирской Конституции. Курултай (Госсобрание Башкирии) рекомендовал выдавать паспорта с вкладышами и записями на башкирском языке и указанием национальности. Местные отделы УВД, восприняв рекомендацию Курултая и вопреки федеральному закону, стали выдавать вместо российских паспортов временные удостоверения, которые, естественно, не признавались за пределами республики.
Окружное начальство, с одной стороны, относилось ко всему этому с хладнокровием. Но и не торопилось решать крайне важные для Уфы вопросы. Местные чиновники федерального подчинения заждались очередных назначений и званий, а равно и уже причитавшихся им наград. Все это они могли получить лишь с соответствующей подписью полпреда. В республиканских коридорах власти возникло замешательство.
Кириенко приехал спустя неделю после принятия Курултаем новой Конституции, где продекларированы равноправие Башкирии среди субъектов РФ, а также приоритет федеральных законов. В Уфе полпред вступил в интенсивный диалог с разными сегментами власти и общества. Переходя из одной аудитории в другую, он варьировал главную тему: ключевые пункты Конституции, ставящие ее в федеральные рамки, отныне приняты и действуют. "Самая болезненная точка в отношениях Центра с республикой пройдена". Остальное - дело компромиссов. Их-то Кириенко и начал предлагать.
На встрече с представителями федеральных структур республики полпред сообщил, что он, возможно, и не станет возражать даже против тех решений республиканских судов, которые будут выноситься в пользу законов республики. Правда, аудитория восприняла это сенсационное по своей сути заявление весьма сдержанно. По-видимому, законы восточного гостеприимства не позволяли показать, что маневр ясен: коль скоро вновь принятая Конституция республики, в отличие от прежней, признает верховенство российской юрисдикции, то вердикты республиканских судебных инстанций могут быть оспорены в Верховном суде РФ. Так что остается лишь добровольно соблюдать федеральные законы.
Впрочем, и сам Кириенко не давал забыть, что политическая корректность вовсе не означает уступок со стороны федеральной власти. Он представил вновь назначенного главного федерального инспектора Рустэма Хамитова (генерал-майора МЧС) и подчеркнул, что все назначения, звания и награждения федеральных чиновников будут рассматриваться только при наличии инспекторской визы.
Пока шли переговоры по исправлению Конституции, вопроса о статусе договора по разграничению полномочий деликатно избегали. Но теперь в интервью башкирскому телевидению полпред впервые произнес, что договоры о разграничении полномочий будут действовать только на основе Конституции РФ. До своего визита полпред ни разу публично не высказывался о том, по каким правилам будут теперь строиться финансовые отношения Башкирии с Центром. За эти два дня он многократно подчеркнул: республика не будет иметь особого статуса по налогам, как это было прежде (начиная со второй половины этого года часть налоговых поступлений, остающихся в распоряжении Центра, будет постепенно наращиваться до общепринятой нормы).
В полемике с руководителями предприятий ключевого для республики нефтехимического комплекса Кириенко напомнил, что до сих пор предприятия этого комплекса фактически дотируются государством (за счет смешения поступающей в трубопровод низкокачественной башкирской нефти с основными экспортными сортами, а также оставления акцизных сборов производимой спиртовой продукции в республике), и подчеркнул, что надо постепенно отходить от особых условий и двойных стандартов и всем начинать жить по законам рынка.
А депутатам Курултая и представителям национально-культурных объединений Кириенко прямо заявил, что модель национального государства постепенно себя исчерпывает.
Так или иначе, Кириенко может занести в свой актив общественное признание в качестве полномочного представителя Москвы. И отныне руководству республики придется с этим считаться.
Впрочем, и сам президент Рахимов в заключение визита достиг компромисса с полпредом и подписал протокол, согласно которому в республике начнут выдавать российские паспорта. Президент признал, что Курултай неправомерно лишил граждан республики права иметь паспорт. Вместе с тем и Кириенко согласился поддержать пока что эксклюзивное право Башкирии заводить в российских паспортах специальную страницу с национальным гербом и записью на башкирском языке.