В 2000-2001 гг. пройдут губернаторские выборы в 50 субъектах РФ.
Главным вопросом станет вопрос о том, какое количество действующих губернаторов будет избрано повторно на свои посты. Очевидно, что абсолютное большинство губернаторов сохранят посты после выборов (либо, если местное законодательство запрещает им избираться на третий срок, победят те, кого они назначат преемниками: подобно тому, как Ножиков в 1997 г. обеспечил своей отставкой победу своему преемнику Говорину или, наконец, как Ельцин обеспечил победу Путину; оба преемника, естественно, сохранили администрацию и продолжили политику предшественника - такая смена губернатора или президента фактически равносильна повторному переизбранию действующего). Поэтому сформулированная проблема прозвучит в 2000-2001 гг. следующим образом: в каком количестве субъектов РФ произойдет смена правящей верхушки и в каком направлении эта смена произойдет (прокремлевском или оппозиционном).
Пока мы не обладаем достаточными данными региональных социологических опросов об уровне доверия населения субъектов РФ к своим губернаторам и степени желания населения их переизбрать, можно оценить шансы действующих губернаторов на победу по косвенным показателям. Такими "условиями победы" являются: 1) удалось ли губернатору обойти своих кандидатов по одномандатным округам в 1999 г. (всех или хотя бы большинство); 2) удалось ли губернатору обеспечить победу по партийным спискам в 1999 г. того избирательного блока, который он поддерживал; 3) удалось ли губернатору обеспечить победу Путина в первом туре в своем субъекте РФ (если губернатор поддерживал Путина) или не допустить победы Путина в первом туре (если губернатор не поддерживал Путина); 4) удалось ли губернатору победить в прошлую избирательную кампанию с подавляющим перевесом (более 50% в первом туре или хотя бы более 60% во втором туре). Если губернатору удалось реализовать все четыре пункта необходимых для победы условий, то его победа в 2000-2001 гг. несомненна. Если губернатору не удалось реализовать ни одно из условий, то наиболее вероятно его поражение.
Для того чтобы губернаторы с равными шансами на успех и неудачу проиграли, необходимы сильные конкуренты, а вернее, политические силы, способные противостоять действующим губернаторам. Какие это могут быть политические силы?
ЛДПР в 1997-1998 гг. выдвинула 600 кандидатов в Законодательные собрания субъектов РФ, из них прошли всего 5 - менее 1%. Теперь, когда популярность ЛДПР упала в 2 раза, а из ЛДПР в "Единство" сбежал единственный губернатор, становится очевидно, что у ЛДПР нет никаких шансов составить хоть какую-нибудь конкуренцию действующим губернаторам.
Ненамного лучше ситуация у "Яблока" и СПС. Члены "Яблока", выдвигавшиеся в губернаторы в 1996-1998 гг., получали в среднем 4% (при этом в тех субъектах РФ, где они выдвигались, популярность "Яблока" была в 1,3 раза выше, чем в среднем в РФ). Это было тогда, когда за Явлинского готовы были голосовать, по данным ФОМ (Фонда "Общественное мнение"), 8-10% россиян, теперь же за него готовы голосовать лишь 3-5%. Электорат СПС, увеличившийся, как мыльный пузырь, в конце 1999 г. за счет сторонников Путина, не желавших голосовать за "Единство", и симпатизантов Сергея Кириенко, теперь вернулся в свои традиционные размеры - 2% россиян. Об этом свидетельствуют выборы в Санкт-Петербурге, в котором в 1999 г. за "Яблоко" проголосовало 11%, а СПС - 17%; к маю 2000 г. у "Яблока" остались те же 10-11%, а у СПС - только 3% (во время "праймериз" за Артемьева проголосовало 72% правого электората, а за Рыбакова - 28%, такое же соотношение голосов "яблочника" и эспээсовца подтверждали итоги опросов Службы Гэллапа). Можно предположить, что "Яблоко" даже вместе с СПС не сможет привести к победе в 2000-2001 гг. ни одного своего кандидата в губернаторы.
Очевидно, что политических сил, всерьез претендующих на победу в губернаторских выборах, только две: КПРФ и Кремль, который будет выдвигать своих кандидатов от "Единства".
КПРФ, несмотря на свое ослабление в последнее время (впрочем, ослабли абсолютно все политические силы), могла бы поменять немало действующих губернаторов в тех субъектах РФ, где она имеет высокий процент сторонников, но в этих областях и краях уже находятся у власти "красные губернаторы". Тех же субъектов РФ, где КПРФ имеет высокую поддержку населения и не имеет "красного губернатора" у власти, почти не осталось: из 50 субъектов РФ, в которых будут выборы в 2000-2001 гг., к таковым можно отнести только Республику Алтай. Поэтому крупных успехов у КПРФ в 2000-2001 гг. не предвидится, как и крупных провалов.
Что касается Кремля, то он, несомненно, постарается увеличить количество лояльных губернаторов. Только сразу возникают две проблемы: с одной стороны, большинство губернаторов и так лояльны Кремлю, а с другой - одного желания Кремля поменять губернатора часто бывает недостаточно.
Очевидно, что у Кремля есть желание сменить некоторых неугодных губернаторов, но нет для этого ресурсов, в первую очередь человеческих (кандидатов, обладающих в своих субъектах РФ достаточной известностью и популярностью).
Общий прогноз: абсолютное большинство действующих глав администраций субъектов РФ будут в 2000-2001 гг. повторно избраны на свои посты, новых лиц в губернаторском корпусе будет очень мало (в первую очередь это будут выдвиженцы Кремля, во вторую - КПРФ), представителей "Яблока", СПС и ЛДПР среди новых губернаторов не будет вовсе.