В ВОРОНЕЖЕ о родных местах губернатора области Ивана Шабанова рассказывают как об экзотике. Но чаще всего шепотом, поскольку экзотика эта довольно своеобразная.
МАЛАЯ РОДИНА
Малая родина губернатора, деревня Нижняя Байгора Верхнехавского района, встретила густым серым дымом. На полях горели аккуратно собранные в длинные ряды стога соломы.
- Солярки нет, чтобы в хозяйство отвозить, вот и жгут. Лучше бы людям отдали, - пробурчал наш водитель.
На двух из трех заасфальтированных улицах Нижней Байгоры стояли огромные автофургоны-трейлеры с чеченскими номерами. Возле них суетился народ, подносил мешки с картошкой.
- По два рубля закупаем, народ доволен, - сказал чеченец-весовщик. Через несколько метров мы встретили старушку, и оказалось, что чеченец, видимо, пошутил. Картошку они скупают у деревенских всего за полтора рубля.
В деревне всего два чистеньких, богатых дома. Один сейчас пустует. Его бывший хозяин Самат Магомедов, нынешний глава администрации Верхнехавского района, перебрался в райцентр. Второй дом принадлежит его родному брату Рамзану Вадуеву. Чем он занимается, никто в деревне не знает.
- Он мне говорит, что волка ноги кормят, - сказала местная жительница.
Рамзан, видимо, человек основательный и религиозный. На парадной стене своего дома он нарисовал большой полумесяц со звездой, как на мечети. От домов братьев к главной улице деревни тоже ведет асфальтированная дорога.
Вторую асфальтированную дорогу в деревне проложили воронежские строители. Сразу после того, как Иван Михайлович Шабанов стал губернатором области. Она обрывается как-то неожиданно резко. У дома сестры Шабанова Нины Михайловны. Двор у ее дома тоже аккуратно заасфальтирован.
- Лучше бы он эту дорогу не делал, - говорит молодая жительница деревни, - а то она только людей растравила. Когда мы его выдвигали, попросили школу построить. Он слово давал. Не построил.
На строительной площадке школы возведен только фундамент из шлакоблоков и завезено несколько тысяч кирпичей.
- Больше с нами Иван Михайлович не встречался. Заезжает иногда к сестре. Мы теперь прямо в Москву пишем. В пяти километрах от нас, в Крутч Байгоре, уже Липецкой области, все газифицировано. Мы написали в "Газпром", Вяхиреву, попросили, чтобы нас к газу подключили. Он ответил, что это вполне возможно. Нужно только разработать проект и согласовать с липецкими газовщиками. Может, и повезет нам. Ведь в Липецкой области просто другой мир, люди в достатке живут, радуются.
Перепадают радости и нижнебайгоровцам. Самат Магомедов, как земляк, выделил в прошлом году для школы пять гектаров свекольного поля. Дети пропалывали, окучивали ее, убирали. Самат помог сдать свеклу без очереди на переработку и сахар отдал школе. Его продали и купили на эти деньги учебники и кое-что для ремонта. В этом году Самат выделил уже пятнадцать гектаров свеклы. Видимо, выгоден оказался детский труд...
Свеклу скорее всего придется убирать вручную. Обещанного губернатором горючего как не было, так и нет. Администрация нижнебайгоровского сельхозпредприятия договорилась со знакомыми Магомедова, и они привозили солярку из Чечни. Была она очень плохая, скорее всего самодельная, но кое-как спасала. Вот только расплатиться за нее денег нет. Кредиторы осерчали и на прошлой неделе отобрали у председателя совхозную печать.
РАЙЦЕНТР
- Шабанов наш земляк, будем голосовать за него, даже если все остальные районы будут против, - заявил недавно на планерке глава районной администрации Самат Магомедов.
- Он просто знает, что без помощи Шабанова не усидит. Но зря надеется, народ скорее всего за Шабанова не проголосует, - говорит начальник уголовного розыска Верхнехавского района Геннадий Востриков. - Чеченцы наглеют. Есть сведения, что обложили данью всех приезжающих к нам за картошкой и луком от двух до девяти тысяч рублей. Ставят своих в руководство. Совхоз "Восход" возглавил недавно Джавадов, а в заместителях у него двоюродный брат Магомедова Мовлади Ацаев.
Сельхозпредприятие "Сухогаевское" возглавил Талик Карагашев. Даже прокурор наш, Борис Дотдаев, хотя он сам из тех краев, очень положением дел в районе недоволен.
- Самый большой наш бич - это наркотики. Сын на каникулы приезжает и говорит: пап, хочешь, пойду куплю тебе косячок, - рассказывает редактор газеты "Верхнехавские рубежи" Николай Попов.
Он, правда, губернатором доволен. Тот подарил редакции компьютер и несколько новых стульев, на которых мы и сидим в его крохотном кабинете. Немножко омрачает положение то, что зарплату редактор не получает уже с мая. Впрочем, все бюджетники не получают ее столько же. А в хозяйствах крестьяне не видели денег уже много лет.
- Вот потому они из хозяйств все и воруют. Ну как я могу остановить доярку, которая тащит из хозяйства полведра молока. Я же знаю, что у нее трое детей, - говорит нам один милиционер. Он и его коллеги в основном летом занимаются тем, что разыскивают по лесам и уничтожают маковые поля. В этом году самое большое маковое поле сожгли у деревни Большая Приваловка. В Верхней Хаве засевать мак дело популярное. В народе бытует мнение, что местные зажиточные братья, по прозвищу Бабачи, под руководством старшего, Анатолия Селиванова, отсидевшего восемь лет за убийство, первоначальный капитал сделали именно на наркотиках. Поговаривают, что и еще один авторитетный человек района, Сергей Проскурин, по прозванию Карась, тоже отсидевший за убийство, когда недавно вернулся, начал промышлять маком и даже имел по этому поводу серьезную "разборку" с чеченцами в Верхнехавском "культурном" заведении "Европа".
- Почему же так подружился Иван Шабанов с Саматом Магомедовым? - спрашиваю у одного из руководителей района.
- Да ведь какие столы он Ивану Михайловичу накрывает. Известное дело - восточное гостеприимство. Три раза назначали районные депутаты выборы главы администрации. И все откладывали. Без земляка, Ивана Михайловича, проводить их не будем, говорил Самат Магомедов. И вот приехал Шабанов, авторитетно поговорил с депутатами, и Магомедов победил с перевесом в один голос.
И сразу повел себя как настоящий хозяин. Обеспечил льготами подчиненных. Принял в самом конце мая постановление "О внесении изменений и дополнений в устав Верхнехавского района". В статье 87 - гарантии для муниципального служащего - записано: "Медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию". А в статье 92 сказано: "При увольнении муниципального служащего, имеющего стаж работы не менее четырех лет, в случае невозможности его трудоустройства или переподготовки, муниципальному служащему выплачивается денежное содержание по ранее занимаемой должности в течение одного года после увольнения". Вот такой местный КЗОТ. Бюджетные деньги в район поступают, правда, небольшие, но ведь и ими можно "разумно" распорядиться.
- А вообще он человек хороший. Бывало соберет начальство, накричит на всех, а потом отойдет и извиняется. И в большой политике хорошо разбирается. При въезде в райцентр видели железяку с надписью "Ельцин - враг народа"? Он ее не снимает, понимает чаяния народа, так сказать, - заметил тот же сотрудник администрации.
Воронеж-Верхняя Хава-Нижняя Байгора-Москва