ПОСЛЕДНИЕ три года в середине лета Воронежскую область начинает лихорадить. В разгар сельхозработ цены на бензин и дизтопливо вдруг резко возрастают. В самом конце июля в этом году началось уж совсем невообразимое: цены на бензин подскочили настолько высоко, что чуть было не началась паника: А-76 стоил 11 рублей за литр. В соседних областях, Белгородской и Липецкой, цены на бензин не поднимались. Губернатор Иван Шабанов рвал и метал. На совещаниях и заседаниях он требовал немедленно найти виновных и даже угрожал, что закроет ряд автозаправочных станций. "Пусть прокуратура опротестует мои решения, но я найду на них управу", - вещал Иван Михайлович и грозил пальцем злым автозаправщикам. Холеный мужчина лет сорока, с внешностью столичного банкира, на всех этих совещаниях поддакивал губернатору и кивал: так их Иван Михайлович, так; совсем бензоколонщики обнаглели. Это был Олег Олегович Фоменко, - генеральный директор АО "Воронежнефтепродукт", дочернего предприятия московской нефтяной компании ЮКОС.
Хлеб и бюджет за бензин
20 июля воронежская областная Дума приняла постановление "О предоставлении администрации области права выступить гарантом товарного кредита перед НК ЮКОС. По этому кредиту нефтяная компания ЮКОС обязалась поставить Воронежской области бензина и дизтоплива на 170 миллионов рублей на нужды уборочной кампании. Только не напрямую, а через посредника - ЗАО "Стройинвест". Районные администрации области должны были выдать "Стройинвесту" долговые расписки на зерно урожая этого года. Далее "Стройинвест" эти долговые расписки передает администрации области, и они оформляются в виде залога. А главное - финансовое управление Шабанова заключает с районными администрациями залоговые договоры. По этим договорам администрация области автоматически спишет деньги из районных бюджетов, если хозяйства не сумеют рассчитаться с ЗАО "Стройинвест" за бензин и дизтопливо.
На следующий день, 21 июля, администрация Воронежской области выпускает распоряжение # 482-р "О лимитах товарного кредита". По нему следует, что ЗАО "Стройинвест" будет брать за бензин А-76 6400 рублей за тонну. Однако нефтяная компания ЮКОС через свое дочернее предприятие "Воронежнефтепродукт" предоставляла А-76 всего за 6050 рублей за тонну. Какой счастливый оказался посредник, одним махом он взял за посредничество только по бензину А-76 сразу 6 процентов, то есть около 10 миллионов рублей. Причем из областного бюджета.
НепослушнаЯ жена
А еще через неделю на железнодорожной станции Придача начались активные работы ЗАО "Стройинвест" по загрузке дизтоплива в цистерны. 28 июля было отгружено 717 978 тонн, 29-го - 786 317 тонн, 30-го - 1 656 004 тонны дизтоплива. Но отнюдь не для крестьян Воронежской области, а в адрес станции Грушевая-Экспортная, которая обслуживает нефтеналивной терминал порта Новороссийск. И поехало оттуда дизтопливо в адрес украинского представительства офшорной компании Pado Oil and Cemikal SA Panama.
По сравнению с этой рекой в районы Воронежской области для сельскохозяйственных нужд тек только слабенький ручеек ГСМ. Бутурлиновский, Воробьевский, Кантемировский, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Панинский, Поворинский, Репьевский, Семилукский районы вообще в те дни топлива не получали, и колхозники не знали, что делать.
Так что же это за счастливый такой и своевольный "Стройинвест"? Оказывается, что главным бухгалтером работает там женщина. Марина Евгеньевна Фоменко. Жена Олега Фоменко, генерального директора АО "Воронежнефтепродукт". А учредил "Стройинвест" сам Олег Фоменко.
Победила дружба
Губернатор Иван Шабанов любит кичиться своей дружбой с влиятельными людьми. Неоднократно он подчеркивал, что президент московской нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский - его хороший приятель. Никогда только не говорилось, что администрация Воронежской области должна ЮКОСу 640 миллионов рублей. А у должника дружеские отношения с кредитором довольно своеобразные. До весны прошлого года дочернее предприятие ЮКОСа АО "Воронежнефтепродукт" возглавлял Александр Самсонов. Тогда между нефтяной компанией и администрацией области никаких посредников не было. Но Самсонов не угодил московскому начальству, когда передал в аренду большинство бензоколонок в Воронеже фирме "Русский дух", которая стала покупать бензин не только у ЮКОСа, но и у его конкурентов, поскольку те продают его дешевле. Было принято решение Самсонова отстранить, и господин Шабанов вскоре крепко пожимал руку господину Фоменко - новому гендиректору АО "Воронежнефтепродукт".
И тут же в цепочку НК ЮКОС - администрация Воронежской области вплетается посредник - ЗАО "Стройинвест". Причем участие именно этой фирмы оговаривается ни много ни мало в приложении к совместному постановлению Воронежской областной Думы и администрации Воронежской области за номером 1522/664 "Об утверждении порядка использования товарного кредита". Более того, генеральный директор ОАО "Воронежнефтепродукт" подписывает с и.о. начальника Главного финансового управления администрации Воронежской области Н.Г. Сафоновой договор поручительства, предметом которого является обязательство главного финансового управления администрации отвечать перед "Воронежнефтепродуктом" за исполнение ЗАО "Стройинвест" обязательств по оплате поставляемых нефтепродуктов. Непонятно, почему финуправление администрации области должно поручаться за какое-то третье лицо в виде "Стройинвеста"?
Вместе с этим Олег Фоменко начал предпринимать усилия, чтобы пересмотреть условия аренды воронежских бензоколонок с фирмой "Русский дух". Но "Русский дух" ничего пересматривать не хочет. Тогда Фоменко громогласно заявил, что нефтяная кампания ЮКОС в свое время договаривалась поддерживать дружеские отношения со структурами, которые входят в воронежскую региональную общественную организацию "Объединение владельцев АЗС". Мол, не можем мы торговать с теми, кто не разделяет мнения прогрессивной воронежской общественности. Естественно, что "Объединение владельцев АЗС" было создано под эгидой ЮКОСа, об этом знает каждый воронежский автозаправщик. И поэтому непослушным автозаправщикам из "Русского духа" "Воронежнефтепродукт" ГСМ стал поставлять с перебоями. Да еще и по завышенным ценам. Так, видимо, и возник двухнедельный воронежский бензиновый ужас. И господин Шабанов рвал и метал, обвиняя во всех смертных грехах владельцев бензоколонок. Грозил АЗС "позакрывать". А режиссер сидел на совещаниях рядом и в знак согласия кивал головой. Говорил в интервью, как много неприятностей выдержал ЮКОС от нерадивых крестьян Воронежской области, которые за поставки топлива платить не хотят. Но, несмотря ни на что, благородный ЮКОС вновь дает области в долг ГСМ на 170 миллионов рублей.
Соавтор?
Есть во всей этой истории одна маленькая заковырка. Господин Шабанов любит подчеркивать, что он "контролирует в области абсолютно все". Так может, он и не актером был во всем этом спектакле, а соавтором? Ведь на носу выборы, и надо где-то брать деньги на пропаганду своих достижений.
А что же воронежские зернопроизводители? Бензин и дизтопливо до сего дня поступает к ним с перебоями. Многие поля уже не убрать, рожь осыпалась. И значит, хлеба будет меньше, чем можно было бы собрать. По сводкам на 20 сентября, в районы поставлено только 11 процентов необходимого для уборки горючего. Но нефтяная компания ЮКОС все равно свои деньги получит. В приложении к совместному постановлению областной Думы и администрации области от 20 июля есть такой пункт под номером семь: "В случае невозврата денежных средств в установленные сроки главное управление сельского хозяйства и продовольствия организует открытые торги по продаже зерна, находящегося в залоге у ОАО "Воронежнефтепродукт", для мелькомбинатов и специализированных хозяйств области". А если не покроют эти деньги долгов районов за бензин и дизтопливо, то райны останутся в долгах, поскольку по известному постановлению областной Думы по кредитным гарантиям ЮКОСу администрация области вычтет эти деньги из районных бюджетов. Интересно, что во всех документах, соглашениях и договорах между администраций области и ОАО "Воронежнефтепродукт" нигде не прописаны ответственность ЗАО "Стройинвест" и график поставок ГСМ в районы. Предположим, что "Стройинвест" все-таки поставит все горючее хозяйствам. Но в конце уборочной страды, когда часть урожая уже погибнет. И формально все будет в порядке. А на деле будет так: ЮКОС получит деньги из бюджета области, любимая ЗАО господина Фоменко "Стройинвест" - проценты за посредничество, районы и хозяйства приобретут новые долги, а население Воронежской области - рост цен на хлеб. А то, что во время уборки Фоменко, кроме всего прочего, поторговал дизтоплевом на стороне, так кто об этом узнает?
Воронеж-Москва