НА НИЖЕГОРОДСКОМ печатном рынке произошло знаменательное событие: естественный монополист регионального масштаба в сфере периодической печати - государственное предприятие "Нижполиграф" - перестал быть "законодателем мод" в этой области. В Нижнем открылась офсетная газетная фабрика "Нижний Новгород", производственные возможности которой позволяют говорить о готовящемся переделе сфер влияния, причем не только на местном рынке периодических изданий, но и в какой-то степени в масштабах всей страны.
"Газетная типография мирового уровня" (как указано в пресс-релизе) создана совместными усилиями российской компании "ИнтерМедиаГрупп", норвежского медиахолдинга "А-pressen" и Европейского банка реконструкции и развития. Типография в Нижнем Новгороде - один из четырех провинциальных проектов названных компаний (нечто подобное уже появилось или появится в ближайшее время в Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске).
Инвестиции в новое газетное производство составили от 3 до 5 млн. долл., при этом иностранные хозяева фабрики не сомневаются в перспективности собственных вложений в российский печатный бизнес. По словам представителя норвежского медиахолдинга Алфа Хилдрума, сегодня в Норвегии реально рассматриваются только два направления полномасштабных инвестиций - "Интернет" и "Россия". При этом в России иностранцы почему-то предпочитают работать в регионах, нежели в столице, где, как известно, деньги крутятся намного быстрее. Кроме того, они готовы на долгосрочные вложения в региональные печатные СМИ (пока такие проекты действуют в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде), что не сулит больших барышей, а скорее наоборот.
Все это наводит на мысль о политической стороне вопроса, хотя сами участники масштабного проекта отвергают даже мысли о "шальных инвестиционных деньгах", за которые нужно будет потом расплачиваться "некими политическими услугами". "Никто за нами не стоит", - заявил на пресс-конференции Виктор Шкулев, председатель совета директоров компании "ИнтерМедиаГрупп", до недавнего времени работавший коммерческим директором издательского дома "Комсомольская правда".
Тем не менее в Нижнем Новгороде продолжают упорно циркулировать слухи о том, что решающее влияние в стратегии развития "ИнтерМедиаГрупп" имеет голос нынешнего полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. По крайней мере информационная политика представителя "ИнтерМедиаГрупп" в регионе - ежедневной газеты "Нижегородский рабочий" - пока не давала повода в этом усомниться.
Как бы то ни было, хозяева новой нижегородской газетной фабрики готовы завоевывать региональный рынок периодической печати, действуя в высшей степени агрессивно. Как уверяют учредители фабрики, их клиенты теперь не будут иметь проблем ни с доставкой бумаги, ни с экспедированием газетной продукции, в том числе и отправляемой читателям по подписке. А это уже существенное наступление на единоличное лидерство "Нижполиграфа" на газетном рынке.
Хотя генеральный директор "Нижполиграфа" Михаил Никитин считает, что производственные мощности офсетной фабрики куда ниже, чем у бывшего монополиста, по уровню сервиса новичок вполне может обставить ветерана нижегородского рынка периодической печати. В то же время, по словам Никитина, у руководства "Нижполиграфа" вместе с конкурентом появился лишний козырь в разбирательствах с антимонопольным комитетом по поводу избыточного доминирования главной местной типографии на газетном рынке.
Как полагает генеральный директор "Нижполиграфа", цветная печать - дело дорогое, а при росте цен на бумагу и энергоносители - и вовсе неподъемное для не самых богатых субъектов рынка периодики. К тому же новой фабрике придется отрабатывать иностранные инвестиции, закладывая в рентабельность своей продукции возврат долгов учредителям. Поэтому в чью пользу в итоге закончится конкурентная борьба - вопрос открытый. Как заявил нам Михаил Никитин, "отсутствие конкуренции - это застой", который теперь, судя по всему, в Нижегородской области должен закончиться так же, как должна прекратиться сама собой политика руководства "Нижполиграфа" по выкручиванию рук неугодных ему или местным властям клиентов печатников.
Между тем газетный рынок в России еще очень невелик по сравнению с той же Америкой, где на одного жителя в год приходится 200 кг газет и журналов (у нас в 10 раз меньше!). Поэтому грустить полиграфистам вроде бы не о чем.
Нижний Новгород