НА ГОРЬКОВСКОМ автомобильном заводе готовится глобальный передел собственности! События последнего времени дают все больше оснований предполагать, что на крупнейшее предприятие Нижегородской области положила глаз по крайней мере одна мощная финансово-промышленная группа. А ведь от того, насколько успешной для претендентов будет борьба за право проводить свою политику на нижегородском автогиганте, во многом зависит будущее целого региона.
Кому выгоден шум вокруг ГАЗа?
Акции ОАО "ГАЗ" сегодня являются, по сути, единственными "голубыми фишками" среди нижегородских эмитентов. В момент своего наивысшего взлета, два с половиной года назад, цена за одну газовскую акцию достигала 160 долл. После обвала 17 августа за ту же ценную бумагу давали не больше 8 долл. Сегодня обладатель ценных бумаг ОАО "ГАЗ" вправе рассчитывать на 30 и более долларов при продаже акций на фондовом рынке. Но дело вовсе не в конкретной цене за газовские акции, а в тенденциях их предполагаемого роста или падения.
В феврале-марте нынешнего года в центральной и местной нижегородской прессе стали появляться первые публикации, повествующие о том, что у ГАЗа нет будущего, а нынешние топ-менеджеры автозавода, в том числе и его президент, ведут его к коммерческому краху. Ситуация до сих пор развивается по нарастающей, что дало повод руководству ГАЗа попытаться выяснить, откуда же дует мусорный ветер?
"Все это выгодно компаниям или группам людей, которые намерены приобрести пакет акций ГАЗа, - говорит советник президента ОАО "ГАЗ" Геннадий Суворов. - С какой целью - пока неизвестно. Это может быть смещение руководства акционерного общества или приобретение акций для того, чтобы заработать на их курсовой разнице. Используемые при этом приемы не новы при работе на фондовом рынке. Все это делается для того, чтобы понизить курс акций. Их держатели в панике начинают сбрасывать принадлежащие им ценные бумаги, и в нижней точке сброса эти акции скупаются. Затем кампания по дискредитации акционерного общества в прессе прекращается, начинается обратный процесс - рост курса акций. В этот момент пакет продается либо используется для достижения других целей. Пока предложений о покупке акций нашим крупным акционерам не сделано, поскольку кампания по дискредитации АО только еще разворачивается. Скупка может начаться, как только стоимость акций ГАЗа реально упадет".
Официально пока мало кто прямо называет таинственного претендента на власть на ГАЗе. Но в приватных разговорах многие компетентные источники называют ОАО "Сибирский алюминий" и его президента Олега Дерипаску.
Чего добиваетсЯ "Сибирский алюминий"?
Косвенных причин, свидетельствующих об интересе "Сибирского алюминия" к ГАЗу, предостаточно. Например, пресс-служба ОАО "Сибирский алюминий" недавно объявила о том, что компания приобрела контрольный пакет акций ОАО "Павловский автобусный завод". При этом эксперты отмечали, что ПАЗ скорее всего интересен "Сибирскому алюминию" в качестве стартового проекта для собственной интеграции в автомобильную промышленность. А следующие на очереди - Волжский автозавод и ГАЗ, то есть производители конечного продукта, значительную часть себестоимости которого сегодня составляет цена металла, в частности алюминия. Металлурги в последнее время взвинчивают цены на свою продукцию, в то время как автомобилисты не могут этого делать, поскольку тут же упираются в потолок платежеспособного спроса. В результате теряется прибыль, которая сегодня на ГАЗе составляет примерно одну копейку с одного вложенного рубля. Причем не последняя причина этого - цена на российский алюминий, которая, по словам председателя совета директоров ГАЗа Анатолия Горнева, сейчас на 20% выше, чем на Лондонской бирже. Так почему бы тому же "Сибирскому алюминию" не заняться ГАЗом? Ведь сегодня самые дальновидные предприниматели понимают, что чисто сырьевой бизнес не является стопроцентной гарантией успеха в будущем, и потому стремятся создавать вертикально интегрированные компании?
Советник президента ГАЗа Геннадий Суворов в принципе не против сотрудничества с влиятельным инвестором: "Если бы на ГАЗ пришел инвестор, знающий толк в автомобильном производстве, это было бы большим благом для предприятия. Мы всегда открыты для сотрудничества в реализации перспективных проектов, например, в создании мощностей для производства дизельного двигателя "Штайер".
Однако, судя по всему, претенденты на собственность ГАЗа приходят на предприятие совсем с другими целями.
"Кампания по дискредитации развернута на длительную перспективу, поскольку в следующем году на годовом собрании акционеров будет избираться президент ГАЗа, - считает Геннадий Суворов. - Поэтому конечная цель скорее всего заключается в смене руководства предприятия".
И все же официально пока нигде не сообщалось, что "Сибирский алюминий" приобрел себе "немножко ГАЗа". Но по неофициальным данным, "Сибирский алюминий" уже приобрел около 45% акций Горьковского автомобильного завода!
Кто выступает против ЕБРР?
У всей этой истории с переделом собственности на ГАЗе существует и другой, вполне определенный подтекст. Дело в том, что нынешний президент ГАЗа Николай Пугин хотел бы видеть стратегическим инвестором предприятия Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В свое время ЕБРР выступил кредитором ГАЗа, однако после обвала рубля автозавод до сих пор не может расплатиться со своим западным кредитором (сумма долга составляет сегодня порядка 80 млн. долл.). Поэтому руководство предприятия предложило ЕБРР конвертировать свой долг в акции автозавода. Но поскольку все акции ГАЗа давно уже распределены, необходимо увеличивать уставный капитал и производить вторичную эмиссию акций. Если такое произойдет, ЕБРР станет главным акционером ГАЗа, а все остальные претенденты на собственность в результате отойдут на второй план.
В этих условиях перед самым приездом делегации ЕБРР в Нижний Новгород в российских СМИ развертывается кампания (которую многие называют спланированной) по дискредитации руководства ГАЗа. Причем результаты, как говорится, налицо: приехавшие в Нижний Новгород эксперты ЕБРР, по признанию самого президента ГАЗа, заколебались и высказывают сомнения даже по поводу совместного российско-итальянского проекта ГАЗа и "Фиата" под названием "Нижегородмоторз", где ЕБРР является одним из учредителей. А ведь у этого проекта существует политическая поддержка главы государства, что было подтверждено во время последнего визита российского президента в Рим.
А без политики в описываемой истории явно не обошлось. У заинтересованных лиц, наблюдающих за развитием событий, есть основания предполагать, что это запутанное дело вершится не без участия людей, условно называемых в прессе "группой Кириенко". У полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе и раньше, когда он работал в Москве, имелись свои коммерческие интересы, касающиеся ряда нижегородских промышленных предприятий. Не исключено, что по приезде в столицу округа этот интерес мог усилиться. Но очевидно одно - негатив про ГАЗ в прессе странным образом идет через лояльные Кириенко СМИ. Подозрения в причастности Сергея Владиленовича к информационной атаке на автозавод оказались столь сильны, что, например, сотрудники газовского телеканала спросили об этом Кириенко на пресс-конференции лоб в лоб. Тот уклончиво ответил, что, если, мол, звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно и кто-то нападает на ГАЗ сознательно. Таинственный "кто-то" так и не был назван.
На самом ГАЗе публично не говорят о причастности Кириенко к информационной атаке на автозавод (Геннадий Суворов считает такие действия "недостойными государственного человека"), губернатор Иван Скляров и посланец ГАЗа в Государственной Думе Борис Немцов недвусмысленно высказались о нижегородском следе "в наездах" на ГАЗ. В интервью телекомпании "Волга" губернатор произнес фразу о "наших (нижегородских) людях, которые балуют заказными статьями". Прозрачность губернаторских аллюзий для мало-мальски разбирающихся в региональном политическом раскладе наблюдателей налицо.
Похоже, что крупнейшее градообразующее предприятие региона таким образом становится разменной монетой как в чисто экономическом, так и в сугубо политическом противостоянии различных финансово-промышленных и, как это ни странно, государственно-административных группировок в борьбе за власть и влияние в Нижегородской области.
Что по этому поводу думают
Дмитрий Бедняков, депутат Нижегородского областного Законодательного собрания, член политсовета региональной организации партии "Единство":
- Передел собственности на ГАЗе, конечно, имеет место, хотя крупные пакеты акций всегда находятся под контролем совета директоров предприятия, заинтересованных акционеров и органов власти. Поэтому я согласен с мнением Николая Пугина, что возня вокруг ГАЗа выгодна в первую очередь его конкурентам. Вполне вероятно, что наблюдаются попытки "наехать" на ГАЗ с целью обрушить рынок газовских акций, уменьшить их стоимость и в итоге приобрести акции предприятия "по дешевке". Но эти действия не могут пройти незаметно.
Иван Скляров, губернатор Нижегородской области:
- Я вместе с Пугиным буду делать все, чтобы защитить ГАЗ, как это делал в ситуации с "Красным Сормовым". В прессе идут совершенно несправедливые заказные материалы. ГАЗ - это 25% областного бюджета и работа для 700 тысяч человек только в Нижегородской области. ГАЗ - эта самая современная автомобильная компания в России, поэтому просто так мы его не отдадим. Будем стоять грудью, но не отдадим. Все эти вещи делаются претендентами на собственность Горьковского автозавода. Если в ближайшее время нападки на ГАЗ не прекратятся, я буду вынужден лично обратиться к президенту о защите собственности, создаваемой нижегородцами и всей страной десятки лет.
Борис Немцов, депутат Государственной Думы от Автозаводского округа:
- Это чистой воды информационный шантаж. Смысл такой грязной и гнусной технологии состоит в том, чтобы вынудить руководство автозавода произвести кадровые перестановки на предприятии либо заставить это руководство вообще уйти с ГАЗа. Возможен вариант получения материальной выгоды заказчиком за прекращение этой информационной войны. Я не верю в то, что здесь есть "московский след". Следы всего происходящего здесь, у нас, в Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород