Заслышав об освобождении бывшего хозяина Красноярского края Анатолия Быкова из-под стражи под поручительство, из Москвы в Красноярск немедленно прилетел советник Генерального прокурора РФ Владимир Колесников. Поспешность визита вполне понятна. Именно Колесников в ранге заместителя министра внутренних дел еще не так давно возглавлял министерскую комиссию, взявшуюся искоренять преступность в Красноярском крае. Громких заявлений и обещаний тогда было сделано немало, но практически все дела, возбужденные в тот период, до суда так и не дошли. А многие просто развалились.
И вот новый удар по профессионализму и самолюбию как местных, так и столичных пинкертонов - Быков на свободе. Понятно, что стерпеть такой вызов Колесников не смог и бросился в Красноярск "разводить ситуацию". В пресс-конференции, устроенной им 2 сентября, на орехи досталось всем: и местным правоохранительным органам, и СМИ, и судье, принявшей решение об освобождении Быкова. При этом столичный гость постоянно подчеркивал, что "это совершенно рядовое дело, как у доярки тети Глаши".
"Никаких залогов-поручительств, - чеканно поучал красноярскую публику Колесников. - Все это от лукавого". Из общения с ним красноярцы почерпнули для себя много нового. Выяснилось, например, что дело Анатолия Быкова передано в Генеральную прокуратуру. Его расследование, заверил московский генерал, непременно будет доведено до конца, и Быков предстанет перед судом. Нашумевшие телевыступления обвиняемого и главного свидетеля по его делу, уголовного авторитета Татаренкова, были названы безобразием, за которое, мол, должно быть стыдно местным служителям Фемиды.
Однако сами красноярцы, для кого и предназначался этот пафосный монолог, совершенно четко поняли, что следствие явно не справляется с делом. Краевая прокуратура вообще опустила руки и лишь эпизодически дает невнятные комментарии устами первого заместителя прокурора края Юрия Антипова. Это подтверждает и тот факт, что Быков подал заявление, в котором выразил желание, чтобы допрос вел лично Антипов, мотивируя это тем, что готов дать ему весьма существенные показания. Однако Антипов отказался допрашивать Быкова и теперь лишь повторяет, что тот вообще не хочет давать показания.
Что же касается решения судьи Центрального района Валентины Гордиенко об освобождении Быкова из-под стражи, то прокурор края Иван Борисенко уже опротестовал его. А щедрый на обещания советник Генпрокуратуры Колесников пообещал возобновить расследование уголовного дела о хулиганском нападении на судью в подъезде собственного дома и об убийстве ее мужа в марте. Вот только для среднестатистического обывателя так и осталось загадкой - существует ли какая-нибудь связь между этими фактами и обвинениями в адрес выпущенного на свободу Быкова?
Видимо, у следствия, продленного до 29 ноября, с доказательствами не густо и по сей день. А потому Владимир Колесников "нагонял ужас" другими средствами. Красноярцы узнали, например, что он - за смертную казнь: нелюди, мол, должны быть расстреляны. А еще Колесников за ротацию состава президентской комиссии по помилованию, за сложение сроков наказаний. За то, чтобы давать 15 лет за "ствол", найденный в кармане. И вообще, успокоил он красноярцев, в нашем крае безвозвратно прошли времена тех, кто решал вопросы шантажом, убийствами и угрозами, и тех, кто их поддерживал.
Да уж, как тут не вспомнить Высоцкого: жираф большой, ему видней. Только вот даже с самой длинной шеей из Москвы не разглядеть, что же действительно происходит на берегах Енисея. И тем более не решить местных проблем, время от времени мелькая в Красноярске ради спасения чести мундира.
Красноярск