У курсанток Сибирской аэрокосмической академии всегда хорошее настроение.
Фото автора
ПОКА БДИТЕЛЬНЫЙ прапорщик буравил нас взглядом на проходной режимного ракетного "Красмаша", в памяти всплывали обрывки воспоминаний о двух годах собственной армейской службы. Но почему-то чаще всего из тех кирзовых времен память выхватывала уставное требование при команде "Равняйсь!" видеть грудь четвертого справа в строю. Впрочем, размышления о солдатской груди были недолгими.
Мы уже в учебном корпусе военного факультета Сибирской аэрокосмической академии. Из-за двери ближайшей аудитории доносится невозмутимое: "А теперь запишите, что такое гироскоп..." Заинтересовавшись хитромудрым гироскопом, заглянули в класс и мы. Хотя, если честно, главной причиной нашего интереса был вовсе не гироскоп. И даже не гирогоризонт с интегратором продольных усилений. Главная достопримечательность учебного взвода в глаза бросалась сразу, но человек сторонний вряд ли угадает, что это - девчонки, веселые, глазастые, бойкие и удивительно симпатичные. Будущие лейтенанты обучаются по программе работы старшего оператора. А это значит - готовить ракету к запуску, проверять готовность приборов системы управления - более 400 необходимых перед запуском операций.
Само же "изделие" - оперативно-тактическая ракета 8К-14У - здесь же, в классе. И при желании, пока командиры-начальники не видят, сидя на этой пустотелой зеленой "сигаре", можно скоротать перерыв хоть всем взводом. Тем более интересно, что "изделие" это в больших и малых военных конфликтах последних лет заслужило достойную репутацию.
Армейские стереотипы рушатся на глазах. Вера в мужскую исключительность расползается по всем швам. С такими данными - на дискотеках отплясывать да парням головы кружить. А они, Наталья с Татьяной, над замысловатыми приборами корпят, учатся на специалистов - эксплуатационников по ракетам.
Пилотки - кокетливо набок. В глазах - смешинки.
- Ой, да мы еще с первого курса узнавали, можно ли нам учиться на военной кафедре. Никто не хотел верить, что для нас это серьезно, но постепенно доказали. Ну и что из того, что мужчины сейчас из армии бегут? А мы вот патриотки! Только не надо путать нас с феминистками, никакого предубеждения против мужчин не имеем. Нет, еще не замужем. Куда спешить в 20-то лет! Но если уж на то пошло, выбор женихов на военном факультете побогаче. И вообще нас тут ребята от всего оберегают, чуть не на руках носят.
Беседу девушки поддерживают легко и свободно. Чувствуется, что не впервой им объясняться на эту тему. Наталья Чеснокова - из Магадана, Татьяна Петрова - местная, из Красноярска. Но это, пожалуй, одно из немногих различий между ними. Обе - авантюристки по духу, охотницы до приключений. У обеих армейских традиций в семье нет, а потому родители сначала их решению очень даже удивлялись, особенно отцы.
Поверили в них и на военной кафедре, хотя мнения сначала были разные. Но никаких приказов, ограничивающих набор по половому признаку, не обнаружилось. Еще в 1997 г. по линии Ракетных войск стратегического назначения пришла учебная программа, разрешающая набор и женщин, и мужчин. Прецедент был создан: в учебный взвод РВСН взяли Женю Жданухину с аэрокосмического факультета.
Кстати, в вузах Красноярска сегодня семь военных кафедр. Девушек же нет ни на одной, кроме аэрокосмической академии.
Будущее девчатам видится радужным. Трудностей они не боятся. Впереди, по окончании трех лет занятий, - присяга, лейтенантские погоны. А там пусть даже не в войска, но дорога с офицерским званием открыта во многие службы: от ФСБ и МВД - до таможни и налоговых органов, так что дело отнюдь не в авантюризме и тяге к приключениям.
Оптимистично смотрит в будущее и заместитель начальника военного факультета полковник Сергей Шимов, бывший командир ракетной части:
- Уверен, что наши "первые ласточки" доучатся успешно. Для иных парней военная кафедра - обуза, а для этих девчат - самостоятельный и осознанный выбор. Отсюда и разница в настрое и результатах.
Пример первых ракетных курсанток оказался заразительным. На военном факультете академии их появилось еще несколько. Что бы там ни говорили сегодня про армию, но учеба на военфаке становится все более престижной среди нынешних двадцатилетних прагматиков.
Красноярск