Адвокат Владимир Калиниченко.
Фото автора
- ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, какие действия вы намерены предпринять в первую очередь в качестве защитника Александра Тихонова?
- Сейчас я и мои коллеги намерены поставить вопрос перед генеральным прокурором о некорректном поведении, если можно так выразиться, наших процессуальных противников. У всех адвокатов взята подписка о неразглашении тайны предварительного следствия. Поэтому адвокаты ничего не могут сообщить по этому делу ни средствам массовой информации, ни заинтересованным лицам. Но представители "той" стороны постоянно участвуют на разного рода пресс-конференциях, дают комментарии прессе. Со стороны следствия определенно идет некая дозированная утечка информации. Как мне видится, это делается для того, чтобы сформировать общественное мнение в нужную для следствия сторону.
- Да, но ваши противники утверждают, что в материалах следствия имеются "бесспорные" доказательства вины Александра Тихонова. С вашей точки зрения, насколько обоснованы такие заявления?
- Вместо ответа я просто процитирую те интервью, которые давал столичным газетам начальник УФСБ по Новосибирску и начальник местного РУБОПа. Примерно через неделю после ареста Тихонова и этапирования его в Новосибирск на вопрос корреспондента: "Какие есть доказательства вины Тихонова?" они дают такой ответ: "По оперативным данным, Тихонов виновен. А дальше вину его будем доказывать". Вот и вы смеетесь. Значит, я могу это и не комментировать. И вторая фраза, когда их спрашивают: "А когда можно будет говорить о том, какие доказательства вины Тихонова предъявляет следствие?", ответ дословный: "Через девять месяцев". Стоило ли выходить на пресс-конференцию, чтобы допускать такие проколы? Понятно, откуда берется такая цифра: бывший кузбасский прокурор господин Симученков, изначально санкционировавший заведение этого уголовного дела, после своего назначения прокурором по Сибирскому федеральному округу получает полномочия заместителя генерального прокурора. А заместитель генерального прокурора вправе продлить срок задержания до девяти месяцев. Так это что получается, что следователи уже сегодня заручились поддержкой человека, с самого начала принимавшего решения по этому делу? Если даже это и так, то об этом не говорят на пресс-конференции, не допускают таких ляпов.
- И все-таки Александру Тихонову предъявлено обвинение в посягательстве на жизнь государственного деятеля. Преступление относится к категории особо тяжких. Как-то не верится, что его задержали совсем без всякого повода┘
- Да поводов можно найти сколько угодно! Например, то, что у него во время обыска изъято оружие. Но Тихонов биатлонист, и у него могло быть незарегистрированное оружие, которое кто-то когда-то подарил. На языке следователей, особенно московских, это называется "парашют", это когда человека арестовывают, а потом ищут любой бесспорный факт, которым можно оправдать арест. Если даже у Тихонова и был какой-то незарегистрированный ствол, то, наверное, можно, приняв во внимание его заслуги, просто изъять это ружье и прекратить дело. Состав преступления есть только формально, а другого ничего нет┘
- Совсем ничего?
- В рамках дела могу только сказать одно: вину Тихонов не признавал и не признает. Вообще расцениваю эту ситуацию как для меня непонятную. Возникает очень большой круг вопросов, на которые я надеюсь получить ответ. Серьезные пробелы следствия я сейчас уже знаю. С другой стороны, нельзя говорить о перспективе дела. Ведь я же не знаю, чем располагает следствие. Может быть, есть материалы какой-то прослушки. Но вот я спрашиваю у следователей: ребята, а разве кто-то отменил в законе понятие добровольного отказа? Вот, допустим, я решил убрать Тулеева. Возможно, я его не люблю или я посредник или третье лицо. А потом взял передумал и сказал, что нет, я с этим связываться не буду. Это мое дело, мое право отказаться. Ведь нельзя же человека арестовывать за образ его мыслей! Допустим, когда-то были какие-то разговоры о том, что хорошо бы убрать Тулеева (если это не было провокацией, а такое возможно, я знаю, как такие вещи делаются). Может быть, что-то человек сказал. Но разве это доказывает то, что на самом деле взялся за совершение этого преступления?
- Владимир Иванович, из множества комментариев относительно "дела Тихонова" можно выделить два основных: первое - покушение на Тулеева из мести организовывал глава компании "МИКОМ" Михаил Живило и второе - никакого покушения на самом деле не было, а вся эта история является попыткой "Сибирского алюминия" оказать давление на Живило, с тем чтобы он продал Олегу Дерипаске акции НКАЗа. К какому из этих мнений склоняетесь вы?
- Я бы вернулся к другому. Некоторое время назад в программе Киселева по НТВ выступал бывший вице-премьер Борис Немцов, который сказал, что сегодня в мире бизнеса олигархи "заказывают" друг друга не путем физического устранения, а путем возбуждения на конкурентов уголовных дел через свои связи в правоохранительных структурах. Я лично как следователь и адвокат знаю об этом. Но я не думал, что это будет озвучиваться по одному из центральных телеканалов. Публично об этом поведали они, не я это начинал. Поэтому действительно ли это месть братьев Живило или чисто заказной вариант - я не знаю. Но, когда я читаю в СМИ о том, что на уважаемого г-на Тулеева был уже целый ряд покушений, к которым Живило, а тем более Тихонов никакого отношения не имели, и все эти покушения были неудачными и нераскрытыми - я все прекрасно понимаю┘
- На ваш взгляд, это дело - политическое?
- Оно, безусловно, стало политическим, потому что уже получило колоссальный резонанс. На имя президента пришло много бумаг за подписями очень известных людей, где выражается уверенность в Сашиной невиновности. Вообще я сказал следователям, что не понимаю необходимости реализации этой операции накануне Олимпиады. Ну в каком положении сейчас окажутся глава Олимпийского комитета Виталий Смирнов и члены его делегации, когда иностранцы им начнут задавать всякие такие вопросы?
- Если позволите, несколько некорректный вопрос: кто вам платит деньги?
- У меня заключен договор с Олимпийским комитетом.