РЕШЕНИЕ судьи Центрального районного суда Красноярска Валентины Гордиенко об изменении меры пресечения бывшему хозяину Красноярского алюминиевого завода Анатолию Быкову всех в городе застало врасплох. Во второй половине дня 24 августа Быков был освобожден в зале суда из-под стражи под поручительство красноярских депутатов Госдумы Александра Клюкина и Владислава Демина, а также председателя краевой ассоциации инвалидов Юрия Лопатина и главного врача краевого госпиталя для инвалидов войны Алексея Подкорытова. После этого Быков в сопровождении личной охраны отбыл на "Мерседесе" в поселок Овинный, где расположена его резиденция, которую столичные телеканалы поспешили назвать конфискованной.
Таким образом, краевой суд удовлетворил жалобу Быкова и ходатайство адвокатов именитого узника городского СИЗО-1, где он провел четыре месяца после экстрадиции из Венгрии. Бывший алюминиевый магнат обвиняется в соучастии в убийстве, легализации незаконно нажитых средств и незаконном обороте драгоценных металлов. Срок следствия по его делу заканчивается 29 августа. Но в связи с тем что Быкову были предъявлены дополнительные обвинения, прокуратура края ходатайствовала о продлении срока, в результате чего следствие по громкому делу продлено до 29 ноября.
И вот столь неожиданный поворот. Почему Быков освобожден из-под стражи именно под это поручительство, никто не знает. Ведь до этого за изменение ему меры пресечения ходатайствовали в своих петициях уже десятки местных бизнесменов, депутатов и общественных деятелей. В Центральном суде Красноярска полагают, что следствие по делу Быкова в основном закончено, а сам он прежде никогда не пытался скрыться и сейчас не может помешать установлению истины. Своего удовлетворения перед телекамерами не скрывал адвокат Быкова Генрих Падва, назвавший редким момент, когда правосудие бывает справедливым. Сам Анатолий Быков сразу после освобождения из-под стражи заявил, что он не даст повода суду сожалеть о своем решении. И только позиция застигнутой врасплох краевой прокуратуры не вписывается в общую благостную картину торжества внезапно прозревшей Фемиды. В прокуратуре полагают, что решение по Быкову было принято с серьезными процессуальными нарушениями - в отсутствие в суде работников прокуратуры. В связи с этим планируется оперативно опротестовать решение Центрального районного суда в краевом суде и вновь заключить Быкова под стражу.
А между тем еще недавно один из самых могущественных в крае людей в своих первых телеинтервью на свободе предстал заметно изменившимся. Жаловаться на судьбу-злодейку и условия содержания в СИЗО он не стал, но заметил, что сильных людей тюрьма еще более укрепляет. Его алюминиевой империи, судя по всему, подписана окончательная эпитафия. Понимая, что КрАЗ в жестких руках новых собственников из "Сибирского алюминия", бывший председатель совета директоров завода Быков заявил, что судьба контролируемого им 28-процентного пакета акций предприятия будет решена в ближайшее время после консультаций с рядом российских и зарубежных партнеров. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов и предположение о том, что внезапное освобождение депутата Законодательного собрания края из неволи явилось следствием определенной торговли с ним представителей "Сибирского алюминия": акции в обмен на свободу. Хотя сам Быков это отрицает. И вообще, по его словам, он намерен податься в аграрии и во исполнение сего намерения уже готов заняться крупным сельскохозяйственным бизнесом. Такая вот поучительная переквалификация.
Что же касается краевой прокуратуры, то она по-прежнему намерена довести дело Быкова до конца. Хотя подобный финал уже под большим вопросом. И не только из-за растущего давления на следствие. Кардинально изменилась позиция главного свидетеля по делу Быкова - Владимира Татаренкова. 3 июня он был доставлен в Россию из Греции, где его арестовали в августе прошлого года по линии Интерпола и возбудили уголовное дело по факту незаконного хранения оружия. По просьбе российской стороны греки выдали Татаренкова временно, на три месяца, для проведения с ним следственных действий и допроса в Красноярском краевом суде, поскольку он проходил по делу об организации банды, совершившей несколько заказных убийств в Саяногорске и Минусинске.
Впрочем, поначалу Татаренкова затребовали из Греции в качестве свидетеля по делу об убийстве бизнесмена Михайлова. И уже на родной красноярской земле он превратился в главного свидетеля по делу Анатолия Быкова. Громких разоблачений долго ждать не пришлось. В видеозаписи, неоднократно прокрученной по местному телевидению, Татаренков прямо обвинил Быкова в организации убийств ряда известных в крае бизнесменов и криминальных авторитетов. Тогда, в начале нынешнего лета, прокуратура заявляла, что Татаренков начал сотрудничество со следствием и расследование дела Быкова продвигается успешно.
Об этом же говорил и руководитель комиссии МВД генерал Владимир Колесников, люди которого на Быкова потратили особенно много сил. Казалось, что небо для Анатолия Петровича вскоре неминуемо окрасится в клеточку. Но уже вскоре после этапирования в Красноярск Татаренков заявил, что все его предыдущие обвинения в адрес Быкова - это оговор. И обвинил правоохранительные органы в попытках угрозами и шантажом выбить из него ложные показания против Быкова. Он даже сообщил, что ему предлагали за это 2 млн. долл.
Что послужило причиной столь резкого изменения поведения главного свидетеля по делу Быкова, пока что неведомо. Видимо, подход к людям умеет находить не только следствие, но и оппонирующая ему сторона. И даже стены СИЗО этому не помеха. Во всяком случае, использовать Татаренкова в качестве тарана против Быкова не удалось. Дело, по сути, зависло. Срок выдачи истекает 2 сентября. И хотя следствие пытается сейчас добиться от Греции продления срока пребывания Татаренкова в Красноярске еще на два месяца, местных законников это явно не спасет. Что же касается далеких от этой коллизии красноярцев, то они уже ничему не удивляются и устало смотрят на все эти местные танцы с Фемидой на истоптанном правовом поле. А пресса и политические аналитики строят предположения относительно планов Быкова.
Скоро в Красноярске пройдут выборы в городской совет. По закону, человек, находящийся под следствием, имеет право участвовать в выборах. Вопрос только, собирается ли вообще Быков баллотироваться самостоятельно или продвигать своих людей. Шансы победить на выборах у него довольно высоки, но вряд ли Быков забыл, что его преследование правоохранительными органами началось как раз после того, как он начал кампанию по выборам в Госдуму.
В интервью, которое Анатолий Быков дал красноярским журналистам телекомпании ТВК и "Афонтово", он сказал: "Может, устал я немножко от политики, и, наверное, моя политика не нужна государству. Может, еще не пришло мое время".
На вопрос, что будет с находящимся в его владении пакетом акций Красноярского алюминиевого завода, Анатолий Петрович ответил: "Во-первых, владею не только я, у меня маленькая часть. Владеет компания, которая представляет интересы красноярцев. Мы сядем, поговорим. Нужно нам присутствие на заводе или нет. Нам во многих вещах отказано на заводе. Мы хотим разобраться и принять решение. Если мы не придем к взаимопониманию между собой, я думаю, что мы реализуем пакет тем людям, которые хотят работать на заводе".
Красноярск