ПО ДАННЫМ Минтранса, ежегодно наше отечество получает от перевозки по российской территории международных товаров и материалов менее 1 миллиарда долларов (если не брать в расчет транзит нефти и газа из стран Средней Азии). А ведь во времена существования Советского Союза эта цифра достигала 15 миллиардов!
Ни для кого не секрет, что с точки зрения современной геополитики и макроэкономики географическое положение государства и является его самым главным достоянием. Такие страны, как, например, Сингапур и Гонконг, в свое время превратились из никому неизвестных островов в океане в центры мирового бизнеса лишь благодаря своему исключительно удачливому транзитному положению между различными регионами производства и потребления нашей планеты. В свете этой теории сразу возникает вопрос: почему такая страна, как Россия, которой вроде бы сам бог велел зарабатывать на международных грузоперевозках огромные деньги, сегодня этого не делает?
В последние десять лет мировые грузопотоки стали обходить Россию стороной. По последним данным, к примеру, в прошлом году объем товарооборота между Западной Европой и странами Восточной и Юго-Восточной Азии составил 237,9 миллиарда долларов. Подавляющая часть этого громадного товаропотока попадает в пункты назначения тремя маршрутами: по воде (через Сингапур, Индийский океан и Суэцкий канал), через Россию по Транссибирской железнодорожной магистрали и смешанным путем - сначала по рельсам из Китая в Индию и порты ближнего зарубежья, а затем опять же морем. Морские перевозки во всем мире намного менее рентабельны, чем железнодорожные.
Однако сегодня азиатские производители предпочитают именно море. По данным МЧС России, общий объем международных транзитных грузов, перевозимых ежегодно российскими железнодорожниками, не превышает 800 тыс. тонн.
В октябре в Японии пройдет заседание Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, в котором примут участие представители российской экспедиторской компании "Иристон сервис". Россия может получить новые объемы грузоперевозок - около 80 тысяч контейнеров в год. К сожалению, в России пока немногие экспедиторы являются членами международных организаций, работающих с контейнерными перевозками. Если будет открыто железнодорожное сообщение между Северной и Южной Кореей, новые грузопотоки получит прежде всего Транссибирская магистраль.
На первый план выйдет не только рентабельность, но и качество услуг, предоставляемых мировым клиентам российскими деловыми партнерами. По мнению специалистов, китайцы неспроста пригласили для обсуждения проекта (очевидно, по рекомендации казахстанской стороны) именно экспедиторскую компанию. Большинство иностранных грузоотправителей по вполне понятным причинам крайне волнует безопасность и надежность прохождения своих грузов по территории России. У "Иристон сервис", долгое время работавшей с предприятиями Казахстана, имеется уникальная информационно-расчетная система, позволяющая ежедневно отслеживать прохождение железнодорожных составов на территории России.
Транзитные мировые грузопотоки - безусловно, неисчерпаемый источник прибыли для нашей страны. Можно вырубать леса, вычерпать уголь и выкачать все нефтяные скважины, однако, до тех пор пока российское государство будет разделять Европу и Азию, оно сможет зарабатывать деньги. Удастся ли сделать это уже в ближайшее время - зависит только от нашего желания.
Москва-Владивосток