ПринимаЯ областной бюджет на 2000 г., Воронежская областная Дума установила, что отныне район вправе оставлять себе не 50 (как раньше), а только 25% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия. Бюджет района, где "хмельные деньги" составляли 42% всех доходов, лишился 18 млн. руб., поступления в местную казну сократились на одну пятую часть.
Научной базой для поборников справедливости стала методика формирования межбюджетных отношений, разработанная экономистами Воронежского госуниверситета. В соответствии с ней была определена "восьмерка" доноров. У них, согласно расчетам ученых, по итогам 1999 г. образовался излишек. То есть, по терминологии разработчиков, имевшиеся налоговые ресурсы превысили необходимую бюджетную обеспеченность┘ А уже затем областные власти объявили, что "лишние" деньги пойдут на нужды других, дотационных районов.
Против такого подхода наиболее резко выступил глава Аннинской районной администрации Василий Авдеев. Авдеев, сам являющийся депутатом областной Думы, предлагал коллегам внести поправку в закон о бюджете. Тщетно. Аннинское районное собрание официально обратилось к Думе с просьбой не менять норматив. Тоже безрезультатно. И тогда глава района решил судиться с Думой.
В Воронежский областной суд поступило его заявление с просьбой признать ст. 4 областного закона о бюджете не соответствующей Федеральному закону "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Федеральный закон гласит, что фактическое увеличение местных доходов в результате финансово-хозяйственной деятельности в текущем году "не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти┘ нормативов отчислений┘ в местные бюджеты". Кроме того, творцы закона о бюджете были обязаны мотивировать уменьшение норматива в тексте самого закона. Однако там подобная мотивировка отсутствует.
Областной суд отказал истцу в принятии этого заявления. Аннинский глава обжаловал такое определение в Верховном суде и открыл против Думы "второй фронт". На сей раз областной суд получил от него другое заявление - о признании ст. 4 противоречащей Уставу области. Устав же, в частности, обязывает государственную власть учитывать в своей деятельности предложения местного самоуправления и создавать условия для его становления и развития.
Второе заявление суд рассматривал больше трех месяцев и наконец посчитал, что Устав области не нарушен. Это решение Василий Иванович также обжаловал в высшей инстанции. Тем временем в областном суде вернулись к вопросу о соответствии бюджета федеральному законодательству. Но точка в этом деле так и не была поставлена. 24 мая облсуд вынес определение - приостановить производство до┘ решения Верховного суда по другому делу. А именно - по второй кассационной жалобе Авдеева. По логике воронежского суда, сначала Москва должна окончательно разобраться в том, правомерным ли было решение о соответствии бюджета областному Уставу.
Между тем потери Аннинского района от принятия областного закона налицо. В 1998-1999 гг. здесь не знали проблем с оплатой труда работников бюджетной сферы. Уже в апреле 2000 г. задолженность по этой статье достигла 1 млн. руб.
Кстати, и 25 дотационных районов Воронежской области существенного выигрыша пока не получили. Фонд финансовой поддержки территорий увеличился в нынешнем году всего на 500 тысяч рублей. (Хотя после комбинации с акцизами область должна дополнительно получить около 100 млн.) Получается, что экономически сильные районы с каждым днем утрачивают стимул к развитию, слабые же остались на старых позициях.
Воронежский адвокат Геннадий Маклаков, представляющий интересы Авдеева, уверен в положительном для своего клиента исходе дела. Хотя постоянные затяжки вполне способны привести к тому, что последнее и не подлежащее обжалованию решение суда будет передано уже новому руководству новой Думы. В марте 2001 г. - очередные выборы законодателей.
Сегодня Думе отступать политически невыгодно. Известно, что мэр Нововоронежа уже подал в облсуд аналогичный иск. У других районов-"лишенцев", вероятно, тоже возникнет желание последовать примеру аннинцев - конечно, если те добьются успеха. Поэтому областной парламент продолжает стоять на своем.
Верховный суд отклонил жалобу Авдеева. По его мнению, областной суд не нарушил закона, признав спорную ст. 4 соответствующей Уставу Воронежской области. Соответствует ли эта статья областного бюджета если не законам рыночной экономики (над ними суды не властны), то хотя бы федеральному законодательству? Этот вопрос остается открытым.
Воронеж