0
923
Газета Регионы России Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

В зоне "политической стабильности"

Тэги: Томск


КАК-ТО, отвечая на вопрос местного журналиста, прокурор Томской области Юрий Сухоплюев сказал: "Уверяю вас, что ни в отношении губернатора, ни в отношении председателя областной Госдумы, ни в отношении томского мэра у нас никаких материалов нет. В Томской области обстановка вообще намного чище, чем у наших соседей. Должностные лица у нас намного честнее".

Вряд ли особую "честность" должностных лиц можно отнести на счет благоприятного местного климата, но вот то, что в области нет политического заказа на подобного рода "материалы", возразить трудно, поскольку, строго говоря, в области нет самой политической жизни, понимаемой как отношения организованных общественных сил. Здесь это называется "стабильностью политической ситуации". Об этом с гордостью говорит сам губернатор. Это особо подчеркивают пиарщики из его окружения. Это со стороны отмечают и заезжие наблюдатели.

Чтобы в корне пресечь возможные организованные политические поползновения, регламент Думы благоразумно запрещает организацию фракций в областном представительном органе. Попытка некоторое время назад создать депутатскую группу окончилась неудачей...

Политическая стабильность, как хорошо известно, одно из обязательных условий привлечения инвестиций на территорию. Однако, несмотря на многочисленные визиты в область иностранных гостей, золотой инвестиционный дождь здесь почему-то так до сих пор и не пролился.

Не случайно еще два года назад председатель областной Думы Борис Мальцев, вернувшись из ознакомительной поездки в Новгородскую область, с восторгом рассказывал о том, как на Новгородчине реализуется инвестиционная политика, частью которой, безусловно, являлась и политическая стабильность. Характерно, что материал с отчетом о той поездке назывался так: "Не там мы ищем деньги. Не там..." На что особо обратил внимание Борис Мальцев, так это на то, что Новгородская область - "это едва ли не единственная, по словам иностранных инвесторов, область России, где контролирующие органы с них не берут никаких взяток".

Томскую область действительно не трясет на почве противоречий между мэром областного центра и губернатором, как это происходит в других городах. Нет видимого всем конфликта между обладминистрацией и областной Думой. Хотя, как говорится, и здесь есть свои нюансы. На "неординарной политической стабильности в области" сказывается, как справедливо замечено, "монопрофильная экономика, ориентированная на добычу нефти".

Когда в 1996 г. вопреки явной оппозиции губернатора Виктора Кресса на выборах мэра Томска победил Александр Макаров, многим стало ясно: у губернатора появился потенциально сильный конкурент. И хотя сам Александр Макаров о таком намерении не сказал ни разу, все рейтинги, мнения экспертов, СМИ говорили об этом как о само собой разумеющемся.

О явном расположении в пользу мэра неоднократно высказывался вице-президент Восточной нефтяной компании (ВНК) Андрей Раппопорт, назначенный на эту должность ЮКОСом после приватизации ВНК осенью 1997 г. Он не упускал случая противопоставить потенциал команд губернатора и мэра, разумеется, в пользу мэра. А по поводу самой области (читай - областного руководства) заметил, что она запомнится ему как место, где, несмотря на огромный интеллектуальный потенциал, до сих пор не научились его использовать, и если бы губернатором был он, то прежде всего набрал бы хорошую команду.

В июне 98-го, завершив свою миссию, Андрей Раппопорт на вопрос о том, станут ли представители ЮКОСа участвовать в грядущих губернаторских выборах, ответил: "Если нам удастся наладить диалог с местной властью, мы будем ее поддерживать. Если нет - придется самим активно участвовать в выборах". Из последующих событий стало ясно: диалог наладить удалось. Причем столь удачно, что потенциальные противники стали союзниками. Уже на ближайших губернаторских выборах действующий мэр публично поддержал действующего губернатора, а через несколько месяцев повторно избранный губернатор помог переизбранию мэра.

А на выборах в Госдуму РФ оба руководителя на специально проведенной пресс-конференции поддержали одного кандидата, в Думу, кстати сказать, так и не попавшего.

Взаимная поддержка с политической точки зрения, по сути, носила беспринципный характер. Ведь Александр Макаров когда-то был членом координационного совета "ДемРоссии" и до сих пор в общественном мнении числится по демократическому ведомству. А губернатор, прежде входивший в НДР, ныне является членом политсовета "Единства".

Активную роль в координации позиций обладминистрации и мэрии по ключевым вопросам, особенно в период избирательных кампаний, занимал полномочный представитель президента по Томской области Владимир Жидких (неизменный руководитель победоносных избирательных штабов, а ныне - один из первых заместителей губернатора).

Демонстративное в судьбоносные моменты тяготение высших должностных лиц города и области друг к другу не могло не вызвать у местных журналистов соответствующих вопросов о "методической работе", которую как посредник, как координатор вел в предвыборный период представитель президента с мэром. Владимир Жидких этого не только не отрицал, но и публично заявил, что победа на выборах Виктора Кресса - "это результат коллективного труда огромной команды". Более того, он признавал, что существуют "договоренности об эволюционном развитии строительства власти в Томской области".

И когда журналисты заметили, что это попахивает "политическим сговором", он ответил: "Это можно называть как угодно, но это более профессиональный шаг томских политиков, чем подобные шаги на уровне России в целом. Шараханья от одной кандидатуры к другой, чехарда с "преемниками" - это для страны, мягко говоря, совсем нехорошо. Так вот, о будущих мэрских выборах я хочу сказать следующее: как гражданин, я буду поддерживать Александра Сергеевича Макарова".

В преддверии выборов мэра в обладминистрации вынашивались планы сбора компромата на Александра Макарова (эта тема так или иначе присутствовала на пресс-конференциях) и финансового ущемления города (Томск предполагалось сделать дотационным. А в нем, кстати сказать, проживает половина населения области, и налоговая база получше, и лучше обстоят дела со сбором налогов). Но все разрешилось для мэра счастливо - без компромата, с высочайшей поддержкой, и благополучно разрешились томские бюджетные проблемы. Проект, предусматривающий переход Томска в разряд дотационных, депутаты областной Думы напрочь отвергли.

Отношения между обладминистрацией и областной Думой, в которой 42 депутата, в силу чисто объективных причин трудно назвать сговором. Это отношения достаточно ровные - в меру оппозиционные, в меру конструктивные. Для этого администрация в ходе выборов в областную Думу своевременно провела немалую работу.

Но в результате стали говорить о том, что с областными депутатами считаются меньше, а Думу хотят "задвинуть в тень", временами даже говорили об "обработке" обладминистрацией некоторых депутатов. Председатель Думы Борис Мальцев и не скрывает, что такого рода влияние администрации достаточно сильно, и под него попадает немало тех депутатов, чья профессиональная деятельность, как правило, зависит от нее. Причем в Думе нынешнего созыва это влияние резко усилилось. "Эти выборы, - сказал он, - еще раз показали, что мы все сделали для того, чтобы исполнительная власть была сильна и укрепила свои позиции внутри Думы. Обратите внимание: прошли все кандидаты, которых она поддержала. Но мы исполнительную власть сделали настолько сильной, что, знаете, не получилось бы, как с тем роботом, который в конце концов ликвидировал своего создателя. Мы можем превратиться в придаток администрации. В этом смысле администрация перестаралась".

Асимметрия во взаимоотношениях двух ветвей власти иногда имеет достаточно драматичные последствия. Так, ситуацию, когда область влезла в более чем полуторамиллиардные долги, председатель Думы объяснил следующим образом: "Мы не контролируем бюджет. Депутаты у нас на общественных началах: в аппарате - два человека. Нас, видимо, водили за нос. По официальным отчетам, администрация действительно влезла в долг в пределах тех объемов, которые разрешены законом, - 20% от доходной части бюджета. Теперь оказалось, что они еще взяли деньги у нефтяников и говорят: мол, это мы не кредит взяли, это нефтяники заплатили вперед налоги. Но фактически это самый настоящий кредит".

А тема, которая красной нитью проходит через все выступления спикера, начиная еще со времен его первого призыва в Думу, тема, которая, по его собственным словам, лежит в основе "принципиальных разногласий" с губернатором, - это тема кадров обладминистрации. У него постоянные обиды, что губернатор с ним никогда не советуется или советуется, но в обидной форме, как это произошло с вопросом об областном правительстве. Губернатор единолично решил этот вопрос, сообщил о нем прессе и лишь потом, в спешке, в коридоре сообщил председателю областной Думы: мы, мол, тут правительство решили создать.

И Борис Мальцев не упускает случая кольнуть губернатора по "кадровому вопросу": "Губернатор со своей "семьей" придумывает кадры, а потом мы удивляемся, почему случайные люди появляются во власти. Виктор Кресс вообще очень редко со мной советуется по кадровым вопросам... Я уверен, что в Белом доме по кадрам не будет "капитального ремонта". Будет лишь "побелка".

Свой звездный час областная Дума пережила, когда несколько месяцев назад приняла закон о создании Счетной палаты. Эта история полна драматизма. Достаточно сказать, что первый вариант был принят три года назад, а третий, окончательный, лишь в этом году. Областная администрация этому решению оказывала сильнейшее сопротивление. Но все тщетно. В качестве компенсации администрация предложила создать Уставный суд (кстати сказать, предусмотренный областным Уставом), нечто вроде областного Конституционного суда. В его функции должен был входить контроль за конституционностью принимаемых депутатами законодательных актов.

Естественно, что депутаты эту инициативу обладминистрации провалили.

Однако, несмотря на крепкие слова, которые иногда раздаются из уст спикера в адрес губернатора (он даже говорил о деградации областной исполнительной власти), несмотря на обиды губернатора по отношению к спикеру, в главном их отношения все же можно назвать бесконфликтными. Сам Борис Мальцев очень удачно исполняет функции модератора и проводит-таки непопулярные решения, инициированные областной администрацией, как это было последний раз с вопросом заимствований.

До поры до времени "политическая стабильность" давала некоторое ощущение психологического комфорта. Однако нынешнее положение в области требует серьезного концептуального подхода. А здесь не обойтись без политики, не обойтись без непопулярных решений.

Томск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1230
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3096
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2197
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1753

Другие новости