КАК-ТО, отвечая на вопрос местного журналиста, прокурор Томской области Юрий Сухоплюев сказал: "Уверяю вас, что ни в отношении губернатора, ни в отношении председателя областной Госдумы, ни в отношении томского мэра у нас никаких материалов нет. В Томской области обстановка вообще намного чище, чем у наших соседей. Должностные лица у нас намного честнее".
Вряд ли особую "честность" должностных лиц можно отнести на счет благоприятного местного климата, но вот то, что в области нет политического заказа на подобного рода "материалы", возразить трудно, поскольку, строго говоря, в области нет самой политической жизни, понимаемой как отношения организованных общественных сил. Здесь это называется "стабильностью политической ситуации". Об этом с гордостью говорит сам губернатор. Это особо подчеркивают пиарщики из его окружения. Это со стороны отмечают и заезжие наблюдатели.
Чтобы в корне пресечь возможные организованные политические поползновения, регламент Думы благоразумно запрещает организацию фракций в областном представительном органе. Попытка некоторое время назад создать депутатскую группу окончилась неудачей...
Политическая стабильность, как хорошо известно, одно из обязательных условий привлечения инвестиций на территорию. Однако, несмотря на многочисленные визиты в область иностранных гостей, золотой инвестиционный дождь здесь почему-то так до сих пор и не пролился.
Не случайно еще два года назад председатель областной Думы Борис Мальцев, вернувшись из ознакомительной поездки в Новгородскую область, с восторгом рассказывал о том, как на Новгородчине реализуется инвестиционная политика, частью которой, безусловно, являлась и политическая стабильность. Характерно, что материал с отчетом о той поездке назывался так: "Не там мы ищем деньги. Не там..." На что особо обратил внимание Борис Мальцев, так это на то, что Новгородская область - "это едва ли не единственная, по словам иностранных инвесторов, область России, где контролирующие органы с них не берут никаких взяток".
Томскую область действительно не трясет на почве противоречий между мэром областного центра и губернатором, как это происходит в других городах. Нет видимого всем конфликта между обладминистрацией и областной Думой. Хотя, как говорится, и здесь есть свои нюансы. На "неординарной политической стабильности в области" сказывается, как справедливо замечено, "монопрофильная экономика, ориентированная на добычу нефти".
Когда в 1996 г. вопреки явной оппозиции губернатора Виктора Кресса на выборах мэра Томска победил Александр Макаров, многим стало ясно: у губернатора появился потенциально сильный конкурент. И хотя сам Александр Макаров о таком намерении не сказал ни разу, все рейтинги, мнения экспертов, СМИ говорили об этом как о само собой разумеющемся.
О явном расположении в пользу мэра неоднократно высказывался вице-президент Восточной нефтяной компании (ВНК) Андрей Раппопорт, назначенный на эту должность ЮКОСом после приватизации ВНК осенью 1997 г. Он не упускал случая противопоставить потенциал команд губернатора и мэра, разумеется, в пользу мэра. А по поводу самой области (читай - областного руководства) заметил, что она запомнится ему как место, где, несмотря на огромный интеллектуальный потенциал, до сих пор не научились его использовать, и если бы губернатором был он, то прежде всего набрал бы хорошую команду.
В июне 98-го, завершив свою миссию, Андрей Раппопорт на вопрос о том, станут ли представители ЮКОСа участвовать в грядущих губернаторских выборах, ответил: "Если нам удастся наладить диалог с местной властью, мы будем ее поддерживать. Если нет - придется самим активно участвовать в выборах". Из последующих событий стало ясно: диалог наладить удалось. Причем столь удачно, что потенциальные противники стали союзниками. Уже на ближайших губернаторских выборах действующий мэр публично поддержал действующего губернатора, а через несколько месяцев повторно избранный губернатор помог переизбранию мэра.
А на выборах в Госдуму РФ оба руководителя на специально проведенной пресс-конференции поддержали одного кандидата, в Думу, кстати сказать, так и не попавшего.
Взаимная поддержка с политической точки зрения, по сути, носила беспринципный характер. Ведь Александр Макаров когда-то был членом координационного совета "ДемРоссии" и до сих пор в общественном мнении числится по демократическому ведомству. А губернатор, прежде входивший в НДР, ныне является членом политсовета "Единства".
Активную роль в координации позиций обладминистрации и мэрии по ключевым вопросам, особенно в период избирательных кампаний, занимал полномочный представитель президента по Томской области Владимир Жидких (неизменный руководитель победоносных избирательных штабов, а ныне - один из первых заместителей губернатора).
Демонстративное в судьбоносные моменты тяготение высших должностных лиц города и области друг к другу не могло не вызвать у местных журналистов соответствующих вопросов о "методической работе", которую как посредник, как координатор вел в предвыборный период представитель президента с мэром. Владимир Жидких этого не только не отрицал, но и публично заявил, что победа на выборах Виктора Кресса - "это результат коллективного труда огромной команды". Более того, он признавал, что существуют "договоренности об эволюционном развитии строительства власти в Томской области".
И когда журналисты заметили, что это попахивает "политическим сговором", он ответил: "Это можно называть как угодно, но это более профессиональный шаг томских политиков, чем подобные шаги на уровне России в целом. Шараханья от одной кандидатуры к другой, чехарда с "преемниками" - это для страны, мягко говоря, совсем нехорошо. Так вот, о будущих мэрских выборах я хочу сказать следующее: как гражданин, я буду поддерживать Александра Сергеевича Макарова".
В преддверии выборов мэра в обладминистрации вынашивались планы сбора компромата на Александра Макарова (эта тема так или иначе присутствовала на пресс-конференциях) и финансового ущемления города (Томск предполагалось сделать дотационным. А в нем, кстати сказать, проживает половина населения области, и налоговая база получше, и лучше обстоят дела со сбором налогов). Но все разрешилось для мэра счастливо - без компромата, с высочайшей поддержкой, и благополучно разрешились томские бюджетные проблемы. Проект, предусматривающий переход Томска в разряд дотационных, депутаты областной Думы напрочь отвергли.
Отношения между обладминистрацией и областной Думой, в которой 42 депутата, в силу чисто объективных причин трудно назвать сговором. Это отношения достаточно ровные - в меру оппозиционные, в меру конструктивные. Для этого администрация в ходе выборов в областную Думу своевременно провела немалую работу.
Но в результате стали говорить о том, что с областными депутатами считаются меньше, а Думу хотят "задвинуть в тень", временами даже говорили об "обработке" обладминистрацией некоторых депутатов. Председатель Думы Борис Мальцев и не скрывает, что такого рода влияние администрации достаточно сильно, и под него попадает немало тех депутатов, чья профессиональная деятельность, как правило, зависит от нее. Причем в Думе нынешнего созыва это влияние резко усилилось. "Эти выборы, - сказал он, - еще раз показали, что мы все сделали для того, чтобы исполнительная власть была сильна и укрепила свои позиции внутри Думы. Обратите внимание: прошли все кандидаты, которых она поддержала. Но мы исполнительную власть сделали настолько сильной, что, знаете, не получилось бы, как с тем роботом, который в конце концов ликвидировал своего создателя. Мы можем превратиться в придаток администрации. В этом смысле администрация перестаралась".
Асимметрия во взаимоотношениях двух ветвей власти иногда имеет достаточно драматичные последствия. Так, ситуацию, когда область влезла в более чем полуторамиллиардные долги, председатель Думы объяснил следующим образом: "Мы не контролируем бюджет. Депутаты у нас на общественных началах: в аппарате - два человека. Нас, видимо, водили за нос. По официальным отчетам, администрация действительно влезла в долг в пределах тех объемов, которые разрешены законом, - 20% от доходной части бюджета. Теперь оказалось, что они еще взяли деньги у нефтяников и говорят: мол, это мы не кредит взяли, это нефтяники заплатили вперед налоги. Но фактически это самый настоящий кредит".
А тема, которая красной нитью проходит через все выступления спикера, начиная еще со времен его первого призыва в Думу, тема, которая, по его собственным словам, лежит в основе "принципиальных разногласий" с губернатором, - это тема кадров обладминистрации. У него постоянные обиды, что губернатор с ним никогда не советуется или советуется, но в обидной форме, как это произошло с вопросом об областном правительстве. Губернатор единолично решил этот вопрос, сообщил о нем прессе и лишь потом, в спешке, в коридоре сообщил председателю областной Думы: мы, мол, тут правительство решили создать.
И Борис Мальцев не упускает случая кольнуть губернатора по "кадровому вопросу": "Губернатор со своей "семьей" придумывает кадры, а потом мы удивляемся, почему случайные люди появляются во власти. Виктор Кресс вообще очень редко со мной советуется по кадровым вопросам... Я уверен, что в Белом доме по кадрам не будет "капитального ремонта". Будет лишь "побелка".
Свой звездный час областная Дума пережила, когда несколько месяцев назад приняла закон о создании Счетной палаты. Эта история полна драматизма. Достаточно сказать, что первый вариант был принят три года назад, а третий, окончательный, лишь в этом году. Областная администрация этому решению оказывала сильнейшее сопротивление. Но все тщетно. В качестве компенсации администрация предложила создать Уставный суд (кстати сказать, предусмотренный областным Уставом), нечто вроде областного Конституционного суда. В его функции должен был входить контроль за конституционностью принимаемых депутатами законодательных актов.
Естественно, что депутаты эту инициативу обладминистрации провалили.
Однако, несмотря на крепкие слова, которые иногда раздаются из уст спикера в адрес губернатора (он даже говорил о деградации областной исполнительной власти), несмотря на обиды губернатора по отношению к спикеру, в главном их отношения все же можно назвать бесконфликтными. Сам Борис Мальцев очень удачно исполняет функции модератора и проводит-таки непопулярные решения, инициированные областной администрацией, как это было последний раз с вопросом заимствований.
До поры до времени "политическая стабильность" давала некоторое ощущение психологического комфорта. Однако нынешнее положение в области требует серьезного концептуального подхода. А здесь не обойтись без политики, не обойтись без непопулярных решений.
Томск